Уф. Вот слово то «отгадка», придумают же люди.
ArtGang вместе с ГАММой, (кроме того что приглашают вас в свои студии Режиссуры и театр-студию Актерского Мастерства ) специализируются еще и на Загадках. Ага))
Тут, совсем недавно, загадали мы Вам «загадку о составлении чтецкой программы абитуриента» . Очень трудные вопросы, но крайне важные! Кто ответил на них-молодец, кто не ответил — попробуйте ответить на них самостоятельно, прежде чем читать наши ответы. Если вы серьезно хотите поступить на актерский факультет: Подумайте прежде чем читать статью.
Итак вопросы в этой статье-загадке были такие:
- Почему на вступительных турах не дают играть, а просят подготовить чтецкую программу?
- Какой же собственно навык хотят проверить мастера, слушая чтецкую программу?
- Как подбирать произведения для программы?
Отгадка о составлении Чтецкой программы в театральном вузе
Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо ответить на еще один:
Что проще играть или читать?
Закройте глаза, расслабьтесь и подумайте над ответом на этот вопрос. Подумали? Нашли ответ? Читаем дальше)
Так что же проще?
С одной стороны проще конечно читать, нужно меньше делать, работай только себе голосом и все. Но, если подумать хорошо, то мастеров же не навык владения голосом интересует, а актерские задатки! А ведь чем меньше возможности их проявить, тем сложнее!
Поставь мастера абитуриентам задачу играть, стало бы гораздо проще, ведь у каждого есть своя сильная сторона (у кого-то пластика, у кого-то жесты, мимика).
Да и через действия гораздо проще самовыразиться, чем только через голос.
Предлагая выносить на туры только чтецкую программу, мастера ставят актера в сложную ситуацию: они лишают начинающих актеров всех средств выразительности!
Кроме голоса и глаз.
И если вы(Актер) сможете заинтересовать при таком ограничении, у вас есть талант.
Выходит вас нарочно лишают возможности «играть», чтобы посмотреть, насколько вы сможете заинтересовать и насколько вы можете…
При этом, чтецкая программа дает возможность иметь более четкие критерии оценки.
Оценки? Очень сложно сравнивать между собой номера в разных жанрах (драму, пантомиму, фарс, действие в паузе и т.д.).
А ведь дай абитуриентам возможность играть, они будут выбирать самые невообразимые жанры для выступлений! Которые могут не только никак не отображать талант, но и плохо сопоставляться друг с другом.
«Какой же собственно навык хотят проверить мастера, слушая чтецкую программу?»
После ответа на первый вопрос, можно взяться за второй.
Как я писала выше для комиссии и мастерам очень важно, чтобы человек умел раскрыться в условиях ограниченных средств выразительности.
Средства выразительности это: голос, пластика, мимика, речь, жесты, тело и т.д.
Но этому будут учить и позже. Так что же им нужно? Думаю тут для мастеров гораздо важнее другой навык. По крайней мере, мой опыт подготовки людей к поступлениям указывает именно на него.
Навык доносить подтекст!
Если человек прямолинеен и не умеет вкладывать свой смысл и свою душу в текст автора, этому уже вряд ли научишь. Для обучения актерскому мастерству очень важна гибкость ума, возможность увидеть за словами смысл и через эти слова донести смысл.
Как уже писала выше, если в тех, ограниченных условиях, которые ставит чтецкая программа, человек сможет показать наличие смысла (подтекста – читайте следующие стати об этом) за словами, то мастер его замечает.
Это еще одна важная причина, почему именно такая форма принятия вступительных: этюды далеко не всегда предполагают слова и уж тем более скрытый (не поверхностный) смысл, а вот стихи, проза, басня – всегда.
Как подбирать произведения для программы?
Думаю, после ответов на два прошлых вопроса, это почти очевидно. Поскольку вы находитесь в ограниченных условиях и при этом нужно показать смысл за словами, то необходимо выбирать те произведения, которые вам понятны и близки. Только тот текст, за словами которого, стоят ваши личные слова, ваша личная история, переживание, мечтание, желание и жизнь, зацепит слух и взгляд мастера. Дайте ему кусочек себя, своей души, подберите тот текст, который интересен и важен вам лично. И, обязательно, который вы понимаете.
Надеюсь теперь стало понятнее как готовить и выбирать чтецкую программу.АлеКсандра Д. и Евгения Дин