№115 Резонаторы голоса

режиссеры и актеры, работающие в кино и театре, имеют огромную аудиторию слушателей, с которой связаны звучащим словом.

Голос не только раскрывает личность говорящего, формирует тот или иной преподносимый образ, но и воздействует на зрителей и слушателей. Бесспорно, каждый актер и режиссер должен обладать таким тембром, который будет сочетать в себе —  объемность, некую сочность, полетность и мягкость.

Сценическая Речь. Резонаторы

 

Именно за эти качества и отвечают резонаторы-полости, усиливающие звук. Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования.

Всем известно, что большое количество энергии  речевого звука гасится, при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию),  то есть мы слышим свой голос не совсем таким,  каким он воспринимается на слух окружающих, что говорит нам особой  необходимости развития (иначе говорят включении) резонаторов.

Следует отметить, что существует два вида резонаторов, отвечающих за те или иные качества голоса.

Грудное резонирование. Самая большая полость — грудная. Вибрации, создающиеся в грудном резонаторе, придают голосу объемность, теплоту и мягкость. Грудное резонирование возможно только при совершенно свободной грудной клетки.

Головное резонирование. Второй резонатор — головной. Именно в этой резонаторной полости звук приобретает полетность и энергию. Многие заочно знакомы  с этим резонатором, по довольно известному термину в технике речи «маска» (резонирование голоса в носовой и придаточных полостях).

Необходимо отметить, что включать надо оба резонатора, для того, чтобы все тело начало звучать, превращаясь в один голосовой инструмент. Наши упражнения помогут вам в этом.

— Природа устроила так, что мы, при словесном общении с другими, сначала видим внутренним взором то, о чём идёт речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное.
Слушать на нашем языке означает видеть то, о чём говорят, а говорить — значит рисовать зрительные образы.
Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу.
Говорить — значит действовать.
Эту-то активность даёт нам задача внедрять в других свои видения.
Неважно, увидит другой или нет. Об этом позаботится матушка-природа и батюшка-подсознание.
На слушателя действуют также звуковая окраска слов — интона­ция и красноречивое молчание, договаривающее недосказанное сло­вами.
Интонация и пауза сами по себе, по­мимо слов, обладают силой эмоцианаль­ного воздействия на слушателей.
К.С. Станиславский

УПРАЖНЕНИЯ

 I Обработка головного звучания.

  • Исходное положение: Стоя. Произнести звуки «М» и «Н» с закрытым ртом. При этом для ощущения лучшего звучания прямая ладонь прикладывается к кончику носа. Ощущение вибрации в области наружного носа и верхней губы указывают на правильное подключение верхних резонаторов.
  • Исходное положение: Стоя. Произнести «М» и «Н» в сочетании с гласными а, о, у, э, и, ы в виде протяжных слогов на среднем уровне высоты.
  • Исходное положение: Стоя. Произнести закрытые слоги, представляющие сочетание согласных «М» и «Н» с гласными, с протяжным многократным повторение последнего согласного: мммммуууу; мммммооо; ммммааааа; ммммммээээ; мммммиии; ммммыыы; ннннииии; ннннноооо ; ннннааааа.
  • Исходное положение: Стоя. Слитно, без напряжения протяжно произнести гласный «У», как гудок, губы вытянуты: уууууууу…

Далее сочетания гласных сохраняя форму ротоглоточного рупора в положении гласного «У»: уоууаууаууэууиууы.

  1. II. Тренировка грудного звучания.
  • Исходное положение: Стоя. Голосом средней силы протяжно произносить гласный «У». Грудное резонирование контролируется ладонью, приложенной к груди. В отдельных случаях приходится искусственно вызывать вибрацию грудной клетки с помощью коротких ударов правой руки по тыльной поверхности левой кисти, прижатой к грудине. Далее произносятся звукосочетания : ба, ва,га, да, за, ла, ка.
  • Исходное положение: Стоя. В процессе тренировки грудного звучания усложняем звуковой тренинг, включая стихотворный текст:

Гром гремит на всю округу,
Грому рады ровно другу,
С треском, грохотом гремит
Так, что все вокруг дрожит.

Особое внимание обращается на организацию дыхания, формирования исходного положения артикуляционного аппарата и участие резонаторов.

  • Исходное положение: Стоя. Произнести на грудном регистре сочетания звуков бумммбуммбумм, боммбомммбомм, на головном регистре бимммбиимм, на среднем регистре-баммммбамммбамм.

Все статьи: Сценическая речь и Ораторское искусство.
Мария Меднова

Добавить комментарий