Эксперимент для честного кинематографиста важнее хлеба.
Учитесь брать в кадре то, что вам нужно,
а не то, что само попадает в кадр.
Лев Кулешов.
Писала про принципы монтажа, которые должен знать каждый и поняяла: начать нужно с основателя русской школы кино — Льва Владимировича Кулешова.
Монтажные открытия Льва Кулешова.
«Эффект Кулешова»; «Творимая земная поверхность»; «Творимый Человек»
Лев Кулешов обьявляет кинематограф самостоятельным искусством, где ведущее место отведено режиссеру. А основная формула этих работ: «в кинематографе должна быть только одна мысль, одна идея — кинематографическая».
Главное выразительное средство в кинематографе, считает Кулешов. это монтаж: « это не просто технический прием, это определенный способ художественного мышления».
Помните: «Подготовляя к съемке сцену, мы с вами все время думаем о будущем монтаже этой сцены. Монтаж должен всегда учитываться и в режиссерском сценарии, и на репетициях, и на съемках, иначе смонтировать сцену (и фильм, состоящий из сцен) будет чрезвычайно трудно, а иногда просто невозможно».
I.«Эффект Кулешова» — это появление нового смыла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.
Эффект был выведен в ходе эксперимента, который заключался в следующем.
«Я чередовал один и тот же кадр — крупный план человека — актера Мозжухина — с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком и т.д.). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл. Переживания человека на экране становились различными… Открытие ошеломило меня. Я убедился в величайшей силе монтажа. Монтаж — вот основа, сущность построения кинокартины! По воле режиссера монтаж придает различный смысл содержанию. Таково было мое заключение».
Коллеги по кинопроизводству интерпретировали монтажные склейки как один с разным, но ожидаемым смыслом: первом случае актер Мозжухин испытывает чувство голода и привлечен хорошим обедом. Во втором случае Мозжухин опечален смертью ребенка. В третьем — очарован молодой девушкой. Хотя, напомню, лицо актера одинаково во всех трех случаях.
Этот эксперимент наглядно доказал, как кадр предыдущий может изменить смысл под влиянием кадра последующего.
Печеньки-звездочки:
Видео оригинального Эффекта Кулешова
Видео, демонстрирующее Эффект Кулешова.
II. «Творимая земная поверхность» или Географический эффект Кулешова.
Во время съемок фильма «Проект инженера Прайта» Кулешов открывает еще один эффект монтажа: кадры, которые снимают в разных местах, можно соединить с помощью монтажа. Тем самым создавая иллюзию места, которого в реальности нет — творимая земная поверхность.
Географический эксперимент в ходе которого все, кто смотрел его, пришли к мнению, что герои входят в Белый дом.
В 1 и 2м кадре актеры улыбнулись и пошли навстречу друг-другу:
- кадр: Актриса Хохлова идет мимо «Мосторга» на ул.Петровке.
- кадр: Артист Оболенский идет по набережной Москвы-реки.
- кадр: встрнеча и рукопожатие сняты у памятника Гоголю. Тут же актеры обернулись и куда-то посмотрели.
- кадр: Белый дом в Вашингтоне.
- кадр: Актеры уже стоят на Пречистистенском бульваре, принимают решение и уходят.
- кадр: актеры поднимаются по ступеням Храма Христа Спасителя.
III.»Творимый Человек».
Следующий эффект создавал на экране «Мифического человека». Кулешов снимал кадры с разными женщинами, точнее с «кусками» разных женщин: «спину одной женщины, глаза другой, рот опять другой, ноги третьей и т.д.».
Смонтировано же было так. что создавалось ощущение, что перед нами расчесывается одна единственная женщина и все части тела принадлежат ей.
Монтируйте с удовольствием АлеКсандра Давыдова — Tyrise
Вы так же можете посмотреть:
— Кинематографические планы