№ 41 «Эффект Кулешова» «Творимая земная поверхность» «Творимый Человек»

Эксперимент для честного кинематографиста важнее хлеба.

Учитесь брать в кадре то, что вам нужно,
а не то, что само попадает в кадр.

Лев Кулешов.

Писала про принципы монтажа, которые должен знать каждый и поняяла: начать нужно с основателя русской школы кино — Льва Владимировича Кулешова.

Монтажные открытия Льва Кулешова.
«Эффект Кулешова»;  «Творимая земная поверхность»; «Творимый Человек»

 

Лев Кулешов обьявляет кинематограф самостоятельным искусством, где ведущее место отведено режиссеру. А основная формула этих работ: «в кинематографе должна быть только одна мысль, одна идея — кинематографическая». 
Главное выразительное средство в кинематографе, считает Кулешов. это монтаж: « это не просто технический прием,  это определенный способ художественного мышления».

Помните: «Подготовляя к съемке сцену, мы с вами все время думаем о будущем монтаже этой сцены. Монтаж должен всегда учитываться и в режиссерском сценарии, и на репетициях, и на съемках, иначе смонтировать сцену (и фильм, состоящий из сцен) будет чрезвычайно трудно, а иногда просто невозможно».

I.«Эффект Кулешова» — это появление нового смыла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.

Эффект был выведен в ходе эксперимента, который заключался в следующем.

«Я чередовал один и тот же кадр — крупный план человека — актера Мозжухина — с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком и т.д.). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл. Переживания человека на экране становились различными… Открытие ошеломило меня. Я убедился в величайшей силе монтажа. Монтаж — вот основа, сущность построения кинокартины! По воле режиссера монтаж придает различный смысл содержанию. Таково было мое заключение».

Коллеги по кинопроизводству интерпретировали монтажные склейки как один с разным, но ожидаемым смыслом: первом случае актер Мозжухин испытывает чувство голода и привлечен хорошим обедом. Во втором случае Мозжухин опечален смертью ребенка. В третьем — очарован молодой девушкой. Хотя, напомню, лицо актера одинаково во всех трех случаях.

Этот эксперимент наглядно доказал, как кадр предыдущий может изменить смысл под влиянием кадра последующего.

Печеньки-звездочки:
Видео оригинального Эффекта Кулешова
Видео, демонстрирующее Эффект Кулешова.

II. «Творимая земная поверхность» или Географический эффект Кулешова.

Во время съемок фильма «Проект инженера Прайта» Кулешов открывает еще один эффект монтажа: кадры, которые снимают в разных местах, можно соединить с помощью монтажа. Тем самым создавая иллюзию места, которого в реальности нет — творимая земная поверхность.

Географический эксперимент в ходе которого все, кто смотрел его, пришли к мнению, что герои входят в Белый дом.

В 1 и 2м кадре актеры улыбнулись и пошли навстречу друг-другу:

  1.  кадр: Актриса Хохлова идет мимо «Мосторга» на ул.Петровке.
  2. кадр: Артист Оболенский идет по набережной Москвы-реки.
  3. кадр: встрнеча и рукопожатие сняты у памятника Гоголю. Тут же актеры обернулись и куда-то посмотрели.
  4. кадр: Белый дом в Вашингтоне.
  5. кадр: Актеры уже стоят на  Пречистистенском бульваре, принимают решение и уходят.
  6. кадр: актеры поднимаются по ступеням Храма Христа Спасителя.

III.»Творимый Человек».

Следующий эффект создавал на экране «Мифического человека». Кулешов снимал кадры с разными женщинами, точнее с «кусками» разных женщин: «спину одной женщины, глаза другой, рот опять другой, ноги третьей и т.д.».

Смонтировано же было так. что создавалось ощущение, что перед нами расчесывается одна единственная женщина и все части тела принадлежат ей.

Монтируйте с удовольствием АлеКсандра Давыдова — Tyrise

Вы так же можете посмотреть:
—  Кинематографические планы

Добавить комментарий