№117 Синопсис

«Желание побеждать — это очень важно».

Всем доброго времени суток! Случилось то, чего мы так долго ждали. Сайт ArtGang.ru восстановили, оживили. Продолжаем дарить миру вечное, прекрасное и полезное. Это первая статья после долгого перерыва. Существуют еще более 150 статей и все их можно прочесть зайдя в «Содержание сайта ArtGang.ru».

Что нас ожидает в ближайшее время?
1. Ламара Карчава — профессиональный драматург готовит к выходу статьи по драматургии, которые мы будем публиковать 2-4 раза в месяц.
2. Статьи по режиссуре продолжим писать и в ближайшее время будем выводить 2-4 статьи в месяц.
3. Книги восстановлены, вы можете их скачать в разделе «Библиотека».
4. Комментарии утеряны с прошлой версией сайта. Ждем от вас новых комментариев, чем больше их будет, тем больше мы будем для вас писать.  Ждем комментариев и Ваши вопросы, на самые интересные вопросы мы дадим самые интересные ответы 😉

Как написать правильный синопсис

Синопсис, заявка, либретто — зачастую эти загадочные слова означают один и тот же документ, который сценарист предоставляет продюсеру или режиссеру до (или во время) написания полноценного сценария.

  • Что такое синопсис?

Наилучшее определение дал российский сценарист Александр Волков.

«Синопсис – это документ, в произвольной форме излагающий основную идею сценария»

То есть, от вас требуется максимально сжатый пересказ вашего сценария. Обычно размер синописа не превышает листа Word со стандартным шрифтом Courier New 12 и полуторным интервалом. Однако для масштабных проектов, например, сериалов, размер заявки может увеличиться до шести листов.

Умение писать синопсисы необходимо освоить не только сценаристу, но и пишущему режиссеру. Короткий и емкий синопсис пригодится, когда вы будете искать команду для съемок: это поможет съемочной группе понять вашу идею быстро, не тратя силы на прочтение всего сценария.

Синопсис можно написать как по готовому сценарию, так и оформить еще ненаписанную идею. Однако часто происходит так, что продюсер быстро заинтересовывается проектом и просит выслать полный текст. Поэтому разумно писать синопсисы для сценариев которые уже находятся в работе (написана хотя бы экспозиция или пилотная серия).

Самое интересное, что единого регламента по написанию синописа не существует и сам текст заявки пишется произвольно. Однако и здесь есть свои хитрости.

  • Что должно быть в шапке
  • Автор (ФИО)
  • Контакты (e-mail и телефон)
  • НАЗВАНИЕ КАПСОМ
  • Заявка на короткометражный/полнометражный фильм/телефильм/сериал
  • Жанр
  • Количество серий (если у вас сериал)

Иногда добавляется пункт «формат», когда мы точно знаем, на какой канал собираемся продавать свое произведение.  Можно добавить в шапку логлайн и целевую аудиторию – это привлекает внимание.

  • Что должно быть в тексте синописа
  • Время действия
  • Кто герой
  • Цель героя
  • Главный конфликт
  • Социальное окружение героя (семья/друзья/коллеги) с которыми будут второстепенные конфликты.
  • Классическая схема синопсиса
  • Пишем логлайн.
  • В одном абзаце излагаем экспозицию. Кратко пишем про время действия и главных героев. Заканчиваем на завязке.
  • На первый акт оставляем 2-3 абзаца
  • На второй 3-6 абзаца
  • И на третий  — 2-3 абзаца – важно указать кульминацию и развязку, что вынесли герои из ситуации.

Стоит помнить, что вас никто не заставляет прописывать в синописе все сюжетные линии. Вы можете интригующе описать завязки всех  конфликтов и вызвать у читателя ощущение: «а дальше что?!».

Такой вариант хорош, если вы планируете предложить синопис продюсеру или режиссеру и не хотите раскрывать всех карт. При написании синопсиса для себя или съемочной группы можно описать события подробнее, но все же не выходя за рамки пяти страниц.

Если же вы распишите ваш синопис очень подробно и напишите десять или даже сорок страниц, то у вас получится тритмент или расширенный синописис.

  • Что такое тритмент

Тритмент – «расширенный» синопсис, до 40 страниц текста.

Синонимом слова «тритмент» часто выступают следующие сценарные определения: расширенная заявка, расширенный синопсис, посерийник, поэпизодник.

Обычно тритмент намного больше синопсиса, может включать в себя какие-то ключевые сцены, диалоги и прочее, что вам кажется важным.

Как и в случае с синопсисом, единой формы написания для тритмента не существует.Однако, и здесь есть свои нюансы.

Главное что нужно учитывать – объем тритмента напрямую зависит от количества экранного времени вашего сценария. То есть, при написании сериала, в тритменте вам придется кратко изложить суть всего первого сезона. В случае с сериалом, это гораздо удобнее писать по сериям, потому сериальный тритмент часто называют посерийником.

При написании полнометражного фильма многие сценаристы по аналогии с написанием сериала, дробят тритмент на ключевые сцены и подробно описывают каждую из них. Тогда тритмент становится  поэпизодником.

Так же в сети можно найти так называемый «эталонный» тритмент к фильму «Мистер и Миссис Смит». Предлагаем вам с ним ознакомиться.

Перевод оригинального текста Иванкой с сайта Сценарист.ру (https://arbuzova.ucoz.ru/forum/19-1023-1)
—————————————————————-
Мистер и Миссис Смит
Сценарист – Саймон Кинберг
Тритмент. Январь 2001

«Мистер и Миссис Смит» – это чувственная комедия-экшн, где мы видим смертельный поединок между двумя лучшими убийцами… которым довелось быть мужем и женой… и которых наняли, чтобы они уничтожили друг друга.

В охоте друг за другом их погибающий брак делает новый виток, превращаясь в страстную любовь, пока они, один на один, играют, словно кошка с мышкой – и постепенно влюбляются, видя, осознавая, оценивая друг друга как в первый раз – в самой гуще событий.

Этот процесс очень похож на методы психотерапии семейной жизни, к коим прибегла пара: начать, взаимодействовать, общаться, прибегать к компромиссам, приспосабливаться и, наконец, полюбить.

Во время их охоты друг за другом они делают то же самое, поскольку это те знания, которыми в полной мере обладают убийцы: начать, взаимодействовать, идти на компромисс и приспосабливаться к цели.
По своей интонации фильм должен быть столкновением различных жанров – экшн, роман, комедия, даже сатира. Мир Смитов – слегка над реальностью, своенравный, и всегда опасный.

Завязка

Мы встречаем наших основных персонажей Джона и Джейн Смит на сеансе у семейного психотерапевта. Они утверждают, что не хотели бы быть там. Но мы видим, что им нужно быть там: у них уже чувствуются небольшие противоречия. Их терапевт спрашивает, как они встретились, мы видим, как блестят их глаза, и мы оказываемся –

— в Боготе, Колумбия. Пять лет назад. Джон и Джейн встречаются во время переворота. Хаос. В городе убит наркоторговец, и полиция производит облаву на туристов-одиночек как самых подозрительных личностей. Чтобы не провести ночку-другую в колумбийской тюрьме, Джон и Джейн притворяются парой. Это притворство становится реальностью, когда между ними пробегает искра.

Страсть настигает их молниеносно, они флиртуют, танцуют, занимаются любовью. По возвращении в Нью-Йорк их страсть переходит в настоящую любовь. Калейдоскопом сменяются события, мы видим, как растет их чувство. Они – совершенная пара. Несмотря на отговорки друзей, Джон и Джейн женятся. Они поселяются –

— на уютной окраине графства Вестчестер, Нью-Йорк. Мы возвращаемся к их жизни несколькими годами позже. И искры больше нет. Их семейная жизнь течет не спеша, по привычке, без близости и накала. Они – вежливые, скучающие жители окраины. Но такая жизнь – это ложь, потому что в действительности…

Они являются первоклассными наемниками на всем Восточном побережье. Никто их них не знает ничего о настоящей личности спутника жизни. Их брак – холодный, функциональный, лишенный страсти. Всего лишь прикрытие. Но это прикрытие начинает трещать по швам – небольшие конфликты вытесняют спокойствие в стычках за столом, в спальне, в ванной.

Теперь, спустя пять лет секретов, лжи и напряжения, их «настоящие жизни» вот-вот столкнутся…

История

История начинается с выстрела. Буквально. Наемник ДЖИММИ ДЖЕКСОН совершает облаву на спрятанного ФБР свидетеля. Джимми врывается, уничтожая агентов, направляясь прямо к цели. Джимми убивает свидетеля, скрывается, но тут появляются Агенты, они преследуют и хватают Джимми, окруженного трупами, с поличным. И мы переносимся от этой довольно милой сцены к –

— абсолютно чистой, нетронутой кухне в загородной домике, похожим на домик в стеклянном пузырьке. Домик-мечта. (пузырек трясут, чтобы поглядеть, как домик засыпает снегом) Это дом Смитов.

Они сидят вместе за ужином, и нам совершенно ясно, что их брак – пустой звук. Они сидят в тишине, и даже не смотрят друг на друга. Слышен скрежет вилок по тарелкам. Напряжение. Затем звонит телефон. Они идут по своим комнатам, чтобы ответить на звонок. Это из их офисов – им обоим нужно в город по неотложным делам. Джон говорит, ему нужно проверить инвентарь (на заводе), а Джейн необходимо починить упавшую раму (в офисе).

Мы видим: офис Джона – действительно завод по упаковке мяса в Маленькой Италии (район Южного Манхэттена в Нью-Йорке). И Джон выглядит здесь живым – он в своей стихии. Его партнер/подрядчик/лучший друг СЭЛ говорит ему, что Джимми Джексона схватили агенты из ФБР. И теперь босс хочет, чтобы Джимми убили.

А тем временем… В жилой части города находится офис Джейн – сверкающее здание корпорации на Upper East Side. Джейн руководит командой коллег (все – женщины), которые обеспечивают корпорацию новейшими программными продуктами. Подруга Джейн, Жасмин – ее заместитель. Она получила распоряжение – заказ на убийство Джимми. Таким образом… у Джона и Джейн – одна цель.

Джон и Джейн встречаются вечером, в компании своих соседей СЮЗИ и МАРТИНА КОЛМАНОВ. Мы видим, как ведут себя Джон и Джейн в этом мире, делая то, что от них ожидают – вежливые и обходительные обитатели загорода. Они наблюдают друг за другом – втайне раздраженные монотонностью и бесчувствием друг друга.

Возвратясь домой, Джон и Джейн забираются в постель, каждый на своей половине (ни поцелуя на ночь, и ничего между ними) и засыпают. На следующее утро Джон пробуждается с пением птиц и выходит из дома в свой домик для инструментов во дворе. Он разбирает пол и спускается в тайник – наполненный оружием.

Джейн просыпается, видит, что Джона нет и направляется на кухню, где в духовке есть фальш-стенка, а за ней – ее собственный арсенал. Джейн кладет в карманы необходимое. Она уезжает в своем «универсале» с наклейкой на бампере, гласящей «Сохраним наши улицы в безопасности!» – на случай слежки соседей. Джон и Джейн оба направляются в свои респектабельные «командировки».

Боссы Джейн и Джона хотят одного и того же: убить Джимми без свидетелей. Это нелегко, ведь Джимми под стражей ФБР. Пока Джон и Джейн готовятся к нападению, становится очевидно, что у них диаметрально противоположный подход.

Вооруженный целым арсеналом, Джон работает спонтанно, ожидая удобного момента, на чистом инстинкте и адреналине, в напряжении, используя прямые удары и оружие.

С другой стороны, Джейн. Она – ловкий наемник, убивающий с дотошно выверенными уловками и стратегией, полагающийся на свою сеть коллег. Там, где Джон берет оружие, она использует цифровые технологии, вовлекая жертвы в ловушки, закладывая взрывчатку. Она выводит каждый дюйм своего плана на безупречных схемах – совершенная точность, наблюдение, не оставляющие жертвам ни единого шанса. Ее жертвы никогда не видели ее приближения.

Итак, Джон и Джейн по отдельности следят за целью. В этой замысловатой пьесе они поражают цель с разных углов. Но Джон и Джейн мешают друг другу. Они атакуют друг друга, пытаясь избавиться от соперника. Их лица закрыты, они не узнают друг друга. У них получается уничтожить цель и скрыться. Джон и Джейн по отдельности исчезают в ночи, место наводняется агентами ФБР.

Джон и Джейн докладывают своим боссам о своей завершенной миссии, но они оба знают о возникшей проблеме: у них остался свидетель. Свидетель, которого нужно ликвидировать, чтобы зачистить «сцену». Джон и Джейн должны найти и убить этого свидетеля (то есть они должны найти и убить друг друга).

Они пытаются вычислить, кто может быть другим наемником. Опять-таки, они используют совершенно противоположные методы. Джон ищет на улицах, используя свои контакты, словно наемник старой школы. Джейн действует высокотехнологично: в ее распоряжении спутник и камеры наблюдения (даже в небе). Она собирает воедино обрывки пленки. Оба они, Джон и Джейн, начинают подозревать, что другой убийца – собственный супруг. Оба шокированы, растеряны, оба колеблются. Они не уверены на все сто процентов. Но они должны выяснить…

Джон возвращается домой, где его уже ждет Джейн. Оба они наготове – не зная, насколько осведомлен другой. Она приносит вино и еду – настоящий пир. Пока они перекидываются словами, каждый не сводит глаз с другого, отмечая малейшее движение (хотя раньше они даже не смотрели друг на друга.

Напряжение нарастает. Джейн не торопится ужинать, и Джон подозревает, что блюдо отравлено. Их взгляды встречаются, Джон ощущает, что прав. Он извиняется, выходит на минуту. Джон достает оружие из укрытия, но, когда он возвращается назад, он видит, что Джейн… ушла.

Крадучись, Джон обследует дом, где внезапно все кажется угрожающим: малейшие звуки и тени маленького уютного загородного домика более не безопасны и не милы. Джон не находит Джейн. Затем он слышит, как в гараже заводится «универсал» Джейн. Джон впрыгивает в свою машину, преследует Джейн на трассе.

Она увеличивает скорость, маневрируя в потоке машин, Джон догоняет ее. Он хочет поговорить с ней. Он звонит на ее телефон. Оба шокированы, чувствуя себя преданными. Все эти годы. Все было ложью. Джону необходимо, чтобы Джейн рассказала ему правду. Но Джейн сворачивает в сторону, оставляя для него ловушку. Он слетает с дороги, падает в реку. Джон медленно выбирается на поверхность. Его глаза сужаются, он знает, что охота началась.

Второй акт – это, в основном, слегка преувеличенная, полная напряжения, игра в «кошки-мышки» Джона и Джейн, преследующих друг друга по лабиринтам Матхэттена. Используя термины психотерапевтов, они начали. И сейчас они взаимодействуют и общаются. Поскольку они охотятся друг за другом, они вынуждены уделять друг другу больше внимания – и, делая это, они постепенно понимают и ценят друг друга, заново открывая страсть, которая однажды поглотила их.

Они подобны двум великим артистам, которые восхищаются работой друг друга, направляя каждого к тому, чтобы быть лучше, сильнее, быстрей – и изучая каждого в процессе – действительно лучше узнавая друг друга.

Чтобы собрать информацию о своей цели, они используют свои собственные ресурсы: годы, оставившие фотографии, видео, письма и открытки; все то, что заставляет их заново переживать моменты их брака, переоценивать жизнь вместе.

Джейн едет домой, обыскивая свой собственный дом ради улик. Джон занят тем же. Положив свою жизнь под микроскоп, Джон и Джейн размышляют об их прошлом и настоящем. Джейн смотрит видео со свадьбы, Джон идет к ящику с бельем Джейн. Старые чувства проносятся перед ними…

Помощники Джона и Джейн, Сэл и Жасмин, видят, как они меняются, сияют. И эти помощники обеспокоены. Часы тикают. Джону и Джейн нужно завершить работу. Итак, охота продолжается:

Джон забирается в офис Джейн, устраивает засаду на нее. Он проскальзывает через охрану, взрывает стены, оказывая давление на Джейн и физически, и эмоционально. Ему нужно знать, все ли было ложью, и она никогда ничего не чувствовала к нему. Джейн держится стойко, не выдавая никаких секретов.

Охота продолжается. Джон преследует Джейн по пути к ее новому офису. Но, в этот раз, она знала, что он придет. Она приготовила приманку. Этот офис – ловушка. Джон поднимается на лифте и внезапно… останавливается.

Кабина лифта раскачивается на высоте шестидесятого этажа. Джон осознает, что Джейн контролирует ситуацию. Он едва улыбается, пораженный. Он хочет, чтобы Джейн вышла к нему, лицом к лицу, как мужчина. Но это не ее стиль. Она готова нажать на кнопку и отправить его к праотцам. Но в первый раз Джейн… медлит. Она не может нажать на спусковой крючок. Эмоции. И… Б-У-У-У-М! Джейн избавляется от противника, нажимает на кнопку.

Лифт набирает скорость, падает с шестидесятого этажа. Джон пытается спастись, бросаясь вниз. С оглушительным гулом лифт врезается в вестибюль. Мы не видим, удалось или нет Джону выбраться. Джейн уже внизу, в вестибюле, она тщательно осматривает обломки… находит клочки одежды Джона в куче тлеющих камней. Она (и, возможно, и мы) решает, что Джон похоронен под ними. Она победила.
Но мы видим блеск ее глаз. Неопределенность. Она медленно кивает. Она только начала что-то чувствовать…

Джейн идет в Le Cirque (или другой модный ресторан) поужинать. Там ее знают – именно туда она ходит, когда отрабатывает контракт. Но в середине ужина к ее столику придвигают еще один стул.

Напротив Джейн садится Джон. Несколько царапин и синяков – но вполне живой. Эта сцена должна быть сыграна подобно «тайм-ауту» в «Вне поле зрения» – остро и сексуально, с большим напряжением (под столом на коленях у низ – пистолеты, но они не могут применить их, поскольку находятся в людном месте).

Между ними сейчас – средоточие энергии, сексуальности. Но оба знают горькую правду: к прежней жизни возврата нет, и только одному из них суждено выжить. Никакого хэппи-энда. Снова бизнес. Джон блокирует выходы, но Джейн оставляет сообщение о том, что в здании заложена бомба. Она укрывается в нахлынувшей толпе, скрываясь в ночи.

Боссы Джона и Джейн в ярости. Часы отсчитывают мгновения. Им нужно прекратить игру и закончить задание. Действие продолжается, охота все беспощадней, кошка и мышка кружатся по городу, пока –

— они оба направляются в одно и то же место – домой. Финальная схватка. Это гонка, в которой кто-то должен повернуть назад. Джон звонит. Ему необходимо знать, о чем она думала в тот день, когда они впервые встретились. Было ли это заданием с самого начала? Джейн борется с собой, со своими эмоциями. Наконец Джейн вынуждает себя признаться, что он был всего лишь «отметкой» для нее – «бездушной сложной математикой». Джон решительно вешает трубку, готовый к действиям.

Они приезжают, визжа тормозами, вместе… стремительно двигаясь, Джон – к домику для инструментов, Джейн – на кухню. И их охота достигает кульминации здесь, в их красивом загородном доме… который они разносят на куски, преследуя друг друга по всему дому, уродуя пол и стены, оставляя это место в руинах. Они уничтожают излюбленные вещи друг друга: фарфор Джейн, lazy-boy (не знаю)Джона. Наконец, в пыли руин, дрейфующей по дому, они оказываются лицом к лицу в их гостиной. Подобно двум гангстерам Старого Запада, они хватают свои пистолеты и взводят курок, готовые к моменту истины… но… их глаза мечутся по комнате, отмечая обрывки – свидетельства совместной жизни (фотографии, безделушки, которым уделялось внимание на протяжении всего фильма)… и их пальцы, лежащие на пусковых крючках, расслабляются. Это выглядит так, будто они танцевали невероятно быстрый танец вместе, и музыка внезапно остановилась, и они стоят, выдохшиеся, ошеломленные, смотрящие на своего партнера как в первый раз.

Джон глядит в глаза Джейн, и он не может нажать на крючок. Он медленно опускает пистолет. Он говорит Джейн, что, если она желает, то пистолет ее. Но она говорит, что все это «бездушная математика». Джейн борется с собой, эмоции наконец переполняют ее, и она… опускает пистолет и бросается к Джону в объятья. Поцелуй. Сближение, накал страстей. Все напряжение, все возбуждение преследования выливаются в поцелуе. Это катарсис. Это чистая страсть.

После счастливой ночи Джон и Джейн просыпаются вместе. И они немедленно осознают, что их часы (фигурально) перестали идти, означая, что они не выполнили свою работу. Теперь перед ними стоит новая проблема: их боссы пришлют целые армии, чтобы убить Джейн и Джона, и раз и навсегда избавиться от свидетелей.

Итак, Джон и Джейн должны держаться вместе, чтобы разобраться со своими боссами. Сначала, Джон и Джейн должны стать партнерами (во всех смыслах этого слова). И это нелегко. У каждого – свой стиль, и оба привыкли командовать.

Первое: им нужно найти что-то на их боссов. Оба думают об одном и том же: цель; где это все началось. Кто он был? Что у него было на босса? Что бы это ни было, ради этого стоило убить. Джон и Джейн должны это вычислить.

Они вламываются в оплот ФБР и крадут доказательства (пленки, документы). Джон и Джейн сражаются вместе в этой сцене, их навыки сталкиваются. Джон выходит из себя, Джейн контролирует ситуацию. Им едва удается скрыться. У них есть доказательства, и они используют их, чтобы завлечь своих боссов в одно и то же место, и в одно и то же время. Они знают, что эти люди приведут с собой целые армии.

Сейчас, в финале, Джон и Джейн наконец работают вместе, задействуя все свои навыки, борясь против двух «армий». Они завлекают их в место, которое знают лучше, чем враги.

Сперва Смиты дерутся не как сплоченная команда. Джейн едва не убили, и это возвращает их к реальности. Джон помогает ей. Мы видим момент, подобный «Butch and Sundance», когда армия движется со всех сторон. Джейн взглядом, движением показывает свою любовь. Они смотрят друг другу в глаза. Они вместе. Джон и Джейн поднимаются, неся армии танец смерти, стреляя спина к спине, кружась, прицеливаясь. Они оставляют трупы на своем пути, оставляя боссов для ФБР.

Смиты идут, с трудом передвигаясь, поцарапанные и окровавленные, но… вместе, поддерживая друг друга.

Все заканчивается там, где началось: на сеансе у семейного психотерапевта. Но теперь у них новая жизнь. Они очень разные. Сначала они сидели на разных концах кушетки, теперь они сидят рядом, сияющие, счастливые. Доктор задает вопросы, которые могут быть вписаны в метафору фильма: Джон и Джейн прошли экзамен борьбой, они готовы вынести любую схватку, которая случится на их пути. Вместе. Сообща…

ArtGang.ru
Ламара Карчава. Драматургия.

—————————————————————-

Для тренировки вы можете попробовать написать синопсис к короткометражке «Стрелок».

Добавить комментарий