Драматургия: Ламара Карчава
Студия Режиссуры ArtGang
02 ноября 2014
Занятие 5: Сюжетная композиция. Часть 2
[Драматургия] — лекция по 5 занятию:
«Композиция. Часть 2. Сюжетная композиция»
Что входит в сюжетную композицию?
— экспозиция — завязка – развитие действия — кульминация — развязка — финал
Все эти моменты связаны с законами зрительского восприятия.
Первые 10 минут– нужно заинтересовать.
Далее – поддержать его внимание.
После усилить напряжение, усилить внимание зрителя.
Потом довести напряжение до предела.
И в итоге – не разочаровать зрителя, порадовать финалом.
ЭКСПОЗИЦИЯ
Э к с п о з и ц и я — период фильма,
предшествующий развитию конфликта.
Из экспозиции зритель должен понять:
- Кто герои (кто есть кто)
- Какая обстановка (где предстоит действовать)
- Какая ситуация (которая может обернуться конфликтом)
- Какая тема фильма
- Какой жанр фильма.
Экспозиция должна быть хорошо прописана, она одна из самых важных частей кинокартины.
Виды экспозиции:
- прямая (представление герое «как есть»)
- отложенная (допустим, сначала происходит убийство, и только потом мы видим, что и как)
Вспоминаем О Генри. Где экспозиция?
В небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквера – ОБСТАНОВКА
Джонси — уменьшительное от Джоанны. Одна приехала из штата Мэйн, другая из Калифорнии. В результате и возникла общая студия. — ГЕРОИ
В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии. – СИТУАЦИЯ
Когда закончилась экспозиция?
Когда Джонси заболела.
А почему она закончилась?
Потому что у нас случилась завязка.
ЗАВЯЗКА
З а в я з к а — это момент начала
главного конфликтного действия.Если экспозиция это временной отрезок, то завязка – это некая ТОЧКА, откуда все начинается.
Где эта точка в рассказе О. Генри?
У нее один шанс… ну, скажем, против десяти, — сказал он, стряхивая ртуть в термометре. — И то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакопея теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика. Ваша маленькая барышня решила, что ей уже не поправиться. О чем она думает?
Сам факт, что она заболела, для «зрителя» ничего не значит. А вот заключение доктора – уже информация, которая нас взбудораживает!
Иногда говорят, что в фильмах бывает несколько завязок. Это верно – ведь конфликтов в фильме тоже несколько.
Но завязка главного конфликта – ОДНА!
Часто завязке предшествует «провоцирующее событие», то есть то, что обостряет конфликт непосредственно перед завязкой. Относительно Гамлета, например, это появление тени его отца.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:
Развитие действия — это самая большая часть фильма, нагнетающая конфликт и приводящая к его кульминации.
То есть, несколько раз происходит нагнетание конфликта.
Относительно О Генри, героини беседуют дважды, и дважды нагнетается атмосфера. Туда же добавляются эпизоды с Берманом.
Усилить напряжение можно
- внезапным известием
- появлением нового персонажа
- воспоминанием
- и так далее
КУЛЬМИНАЦИЯ
К у л ь м и н а ц и я— момент
наивысшего напряжения конфликта.
Это ПИК! Момент! ТОЧКА НАИВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ.
Кульминация – это не то, что уже случилось.
А момент ожидания, что произойдет?!
То есть, не когда человека застрелили, а когда он ждет: выстрелит или нет.
Если вы определили, что кульминация произошла, но после этого напряжение все еще нарастает – то тут ошибка, кульминацию вы нашли неправильно.
Поэтому, более полное определение кульминации выглядит так:
К у л ь м и н а ц и я– момент высшего и последнего
напряжения главного конфликта.
Часто, перед кульминацией, обычно, либо резко убыстряется темп кинокартины, либо резко замедляется, что обостряет зрительский интерес.
Бывает и две кульминации. Но одна из них всегда важнее, как и в случае с завязкой.
И в итоге, где кульминация в О Генри?
В моменте, когда поднимают штору, и мы ждем, висит там лист или нет. Словно слышим «барабанные палочки», перед тем, как неожиданно нас настигнет развязка.
РАЗВЯЗКА
Р а з в я з к а — заключительный отрезок развития сюжета, его итог.
Развязка, как правило, наступает сразу (!) за кульминацией.
Например, в Криминальном Чтиве, когда Джулс отпускает грабителей.
Но иногда, это не так. Бульвар Сансет, например, начинается с развязки – смерти главного героя.
Иногда вместо развязки следует:
К а т а с т р о ф а — разрушительное событие,
развязывающее все узлы конфликтов.
Допустим, действие разворачивалось, а затем у нас произошло, допустим, извержение вулкана. Тогда развязка – именно в этом извержении.
ФИНАЛ
Ф и н а л— заключительная точка картины,
раскрывающая ее смысл.
Часто, именно финал, а не кульминация и развязка определяет фильм. Ведь именно в финале можно показать реакцию героя на произошедшие события и дать зрителю ту эмоцию, которую он хотел увидеть.
Виды финалов:
►Закрытый финал.
Вопросов к фильму нет. Победило добро/зло, все конфликты закончены.
Например, «Криминальное чтиво».
►Открытый финал
Вопросы еще остались, и действие может иметь продолжение. Например, «Бегущий по лезвию».
►Двойственный финал
Соединение прошлых двух.
Например, «Ночи Кабирии»