Л2 Драматургия «Немое кино»

Драматургия: Ламара Карчава
Студия Режиссуры ArtGang
05 октября 2014
Занятие 2: Немое кино

[Драматургия] — лекция по 2 занятию:
«Немое кино»

Что такое немое кино?


НЕМОЙ КИНЕМАТОГРАФ
(Великий немой)– это кинематограф до изобретения звукозаписывающих и звуковоспроизводящих киноустройств.

Эра «немого кино» продолжалась до 1927 года, когда появился первый звуковой фильм: «Певец джаза». Но кинематограф никогда не был полностью немым! При показе фильмов всегда играла музыка. Даже была специальная профессия «тапёр».  Специальный человек сидел за пианино справа от экрана и играл музыкальные партии во время фильма.  Некоторые крупные кинотеатры даже нанимали для этого целые оркестры.
Музыка помогала создать эмоциональный фон для кинематографа. Так же эмоции создавала специфическая манера игры немого кинематографа, она отличалась излишней театральностью, что, подчеркивает еще несамостоятельность кинематографа как вида искусства.

Что такое интертитры? Помимо музыки, в немом кино эмоции могли выражаться при помощи интертитров.

ИНТЕРТИТРЫ — это специальные кадры, содержащие слова, вставляемые в фильмы для разъяснения сюжетных поворотов или передачи иной информации зрителю

В “немом” кино интертитры передавали содержание диалогов, сообщали об изменении времени и места действия или помогали раскрытию авторского замысла.

Виды интертитров:

надпись повествовательная
«Прошел год». «В бункере»;

►надпись комментирующая
«Он промазал!»  или же финальные титры, раскрывающие смысл, например, финальное стихотворение в «Домик в Коломне»

►интертитры разговорные
«Чудесная сегодня погода, мадам!» «Вы совершенно правы!»

Проблемы интертитров в кино: 
►Отвлекают от изображения
►Конфликт кино и литературы (например, в Америке большинство иностранных фильмов идет с субтитрами и не дублируется, что ведет к низкому количеству просмотров, и убивает любую конкуренцию американским фильмам)
►Титры выражают слишком простые мысли

Фильмы без интертитров и слов 

До сих пор снимаются фильмы полностью без диалогов и без титров. Например, фильм «Голый остров», Кането Синдо.  Этот фильм, как и подобные ему, создавались для того, чтобы воскресить немую эстетику, а так же раскрыть эмоции без лишних слов. Не даром, есть такое выражение, как: «Здесь были не нужны слова». И в нашем случае, чем меньше слов, тем лучше снята картина. Вспоминаем сериалы, в которых все время кто-то говорит. Это обесценивает сказанное слово.

Мультипликация без интертитров и слов   Помимо фильмов, немое действие часто происходит в мультипликации. Это происходит потому, что герои мультфильмов обладают большим набором трюков, которые способны раскрыть мысль без глубоких эмоциональных бесед. Однако, здесь оружием сценариста и режиссера выступают музыка и шумы. Представьте классическую сцену,  когда герой анимации выпивает мыльную жидкость, и у него изо рта вылетают мыльные пузыри. Без звука «икоты» это совсем не смешно. Знаменитые Луни Тюнз тоже построены на минимуме диалогов и максимуме немого действия.

Монтаж звука и изображения:  Итак, раньше мы говорили, что специфика кино в том, что это движущееся изображение. Теперь у нас есть поправка.

КИНО — это движущееся и звучащее изображение

Виды монтажа звука и картинки  

Горизонтальный монтаж звука – последовательный, когда голос или звук не оторваны от картинки.
►Вертикальный монтаж – на контрапункте, когда звук оторван от источника звука.

КОНТРАПУНКТ — это полифония, многорядность звукозрительных слоев.

Когда звук скрипящего сапога оторван от звука скрипящего сапога. Монтаж звука таким образом может создавать различные эффекты: от комического, до трагического.   Статья Эйзенштейна «Одолжайтесь!» прочитать по желанию.

 

Как написать внятную ремарку

  • Экранность ремарки

Пишем то, что видим! Желательно, в настоящем времени.
Пример неправильный: Героиня остановилась у газетного киоска, и, мечтательно глядя на витрину, смотрела на солнечные блики, пляшущие на стекле.  
Пример правильный: Героиня стоит у газетного киоска и рассматривает журналы по кулинарии. 

  • Монтажность ремарки

Разбивайте все, что видите на мыслимые куски и описывайте их последовательно.
Пример неправильный: Героиня вышла из метро (1), свернула налево(2), прошла по улице(3), и остановилась у дома под номером восемь. (4).   У нас 4 куска. Наполните их смыслом.  
Пример правильный: Героиня вышла из метро и посмотрела на часы: стрелка показывала без четверти девять.  Она огляделась по сторонам, и подбежала к карте, прочерчивая по ней пальцем свой путь. (1) Она развернулась налево (2), и побежала вниз по улице, обгоняя неторопливо идущих пешеходов. (3– здесь можно подробнее на счет пешеходов, добавить детали или персонажа) Она подбежала к углу дома, и посмотрела вверх. Цифра восемь. Она расслабленно вздохнула, и прислонилась спиной к кирпичной стене и посмотрела на часы. Было 9 ровно. (4)  

Все лекции студии ArtGang по Драматургии

Ламара Карчава. Драматургия.
Студия Режиссуры ArtGan

Добавить комментарий