№ 88 Как, где и когда зародилась Драматургия?

Смотрю я поисковые запросы на блоге «ArtGang» на досуге. Все как обычно: ничего интересного, почти все уже на блоге в записях есть и тут… Ого! Как вам такой запрос?

«Драматург который ввел второго актера»

Когда я преподавала историю театра-  это была одна из моих любимых тем. А главное знаете ли вы на него ответ? Нет?  Сейчас буду отвечать на него, а вы сравнивайте свои знания.

Зарождение драматургии
или «драматург который ввел второго актера»

Необходимо помнить, что развитие Театра (как и кинематографа) всегда неотделимо от развития общества в котором он существует и не отделимо от состояния культуры в целом.

Как вы наверняка знаете, все началось с Греческого Театра. Кстати, вот  в этой статье   Евгения сравнивала ВОЗРАСТ профессии актера и режиссера, что может быть Вам интересно ;)

I. Давайте проследим путь становления Театра.

В VI веке до нашей эры, а это 26 веков назад! Начал развиваться Греческий театр эпохи независимости. Истоки Греческого театра – это прежде всего культ поклонения богам. Ритуальные празднества, обрядовые игры, песнопения и танцы, восхваляющие богов и воспроизводившие природные явления, труд и охоту. Не обессудьте, я подробности описывать не буду, за ними сходите в Википедию.

►А обрядовые игры – это театральное представление?

Нет. Театр появляется там, где есть ЗРИТЕЛЬ. Ведь первостепенная эстетическая цель театра – найти отклик в душе зрителя.

Значит, получается схема: обрядовые игры -> присутствие зрителя

►Но как выделить зрителя, если все заняты в обрядовых играх?

Необходимо ввести ДРАМАТИЧЕСКОЕ  ДЕЙСТВИЕ.

Схема: обрядовые игры -> драматическое действие -> присутствие зрителя

►Но тут возникает вопрос: как же мы выделим драматическое действие, если у нас огромная масса народу, которая поет, танцует, совершает обряды? (см. в словаре Кантана)

Необходимо ввести АКТЕРА – индивидуального носителя драматического действия.

Схема: обрядовые игры -> актер -> драматическое действие -> присутствие зрителя

Феспид – драматург, которому приписывают создание трагедии. Именно Феспид вводит  первого актера в действие, исполнителем которого до этого был только хор.

И там, где появляется актер – появляется ТЕАТР.

В свою очередь, как только 26 веков назад появился первый актер, выделенный из общей массы Феспидом, театр разделяется на трагедию и комедию.

Схема: обрядовые игры -> актер -> драматическое действие -> присутствие зрителя -> Театр.

Только что я закончила рассказывать краткую историю зарождения театра. Эти знания помогут вам понять, как зарождалась драматургия.

 

II. Схема жанров Античного театра:

Жанры и маски древнегреческого театра

 

Создание жанра Трагедии.

 

 

Феспид (развитие драмы: хор +1 актер)

С появлением первого актера появляется театр. Появлется 1 центр внимания.

 

 

Становление и развитие структуры жанра трагедии:

второй актер, эсхил, конфликт+диалогЭсхил (хор + 2 актера)

Появляется второй центр внимания. Между двумя актерами начинает вестись Диалог.  Наличие двух актеров обеспечивает Конфликт.
Между двумя актерами происходит действие и адекватная реакция на действие.

Конфликт — это столкновение разных, противоположно направленных и абсолютно не совместимых друг с другом тенденций. Подробно Конфликт описан тут.

Диалог — это форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами).

Действие – это преднамеренный поступок имеющий цель.

Реакция – это результат действия — ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

В паре актеров действие и реакция постоянно меняются между собой местами.

Третий актер, Софокл, перипетия

 

Софокл (хор + 3 актера)

Ведение третьего актера дает возможность ввести перипетию.

Перипетия – это  «внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, трудно преодолимое обстоятельство».  Всякий неожиданный поворот в развитии сюжета и усложняющий фабулу.

Пример появления перипетии с помощью «третьего актера»: В «Царе Эдипе» Софокла пастух, являющийся, чтобы открыть Эдипу его происхождение и тем самым рассеять его страх, достигает своим разоблачением противоположного эффекта, разрушив безоблачное незнание главного героя.

 

ИТОГО:

Конфликт, Диалог, Перипетии, взаимодействие (действие-реакция) актеров появились еще 26 веков назад. Удивительно, насколько это древняя профессия. Возможно вы удивитесь оно скорее всего вы знаете: большая часть элементом произведения была известна еще при Аристотеле. Можете прочесть«Поэтику» и убедится в этом лично ;)

Если бы я была абитуриентом, я бы, наверно, рухнула от такого количества новой и важной информации. Поэтому смотрите видео про оптимизм, силу воли и никогда не сдавайтесь)
______________________________________________

Скоро Новый год!)) АлеКсандра Д.

Добавить комментарий