№ 112 Как я поступал во ВГИК.

Истинное призвание рано или поздно вырвется из человека наружу.
Либо сорвется с цепи.
Аврелий Марков

 

Доброго вечера, будущие и состоявшиеся Режиссеры. Как вы уже знаете, я готовлю ребят к поступлению во ВГИК, взамен они делятся со мной своими историями поступления. На мой взгляд — отличная помощь тем, кто поступает и приятное чтиво для тех, кто уже поступил или определился с профессией. Сегодняшний рассказ — первая часть реальной истории о поступлении.

Как я поступал во ВГИК. Часть 1

Настоящие истории о поступлении

Давно собирался написать уже свой почти что небольшой рассказ о том, как я поступал во ВГИК и все не мог придумать с чего начать.Поэтому скажу для начала самое главное и изъезженное: поступить реально и может быть даже не особо сложно.

Для начала ответьте для себя на несколько вопросов: 1) умеете ли вы структурировать получаемые знания? 2) Осознаете ли вы необходимость снимать не то, что хочется вам, а то, что от вас требуется зрителем и продюсером?  3) Что конкретно даст вам ВГИК в процессе обучения? и 4) Какие планы после его окончания?

«Поэтому скажу для начала самое главное и изъезженное:
поступить реально и может быть даже не особо сложно».

Важно:

И так, если вы знаете четкие ответы на все эти вопросы и можете обосновать свою позицию, то это уже полдела (да да, это важно и многие об этом не думают). Следующий важный момент: ко ВГИКу стоит вкрадчиво подготовиться. Для этого нужно быть человеком любознательным и усидчивым. Мне вот, к примеру, очень тяжело дается сидеть за одним занятием долгое время, поэтому мои знания оставляют желать лучшего.

Важно: Также сразу оговорюсь, что не было возможности посещать спец курсы для абитуриентов и не сказать бы, что они особо чего-то дают. Пообщавшись с другими абитуриентами, понял для себя, что главная задача этих курсов – помочь поступающему понять, во что он вообще ввязался. Большая часть  уходит с них через некоторое время.

Попытка номер раз:

Здесь говорить долго не о чем. После окончания математического класса в физ-мат лицее я попробовал завоевать ВГИК «в лоб». Сделал все к творческому этапу, практически не готовился и ожидаемо пролетел.

Попытка номер два:

Прошло некоторое время. Ко второму поступлению я отнесся серьезнее. Параллельно учась на первом курсе, активно штудировал различные материалы (в т.ч. с сайта artgang.ru).

Предварительный тур (мне ближе название «первый тур», поэтому в дальнейшем буду называть именно так):

Первый тур включает в себя шесть работ:

1)      Автобиографическая справка
2)      Биография
3)      Случай из жизни
4)      Фотоочерк
5)      Чем планирую заинтересовать зрителя
6)      Мой будущий проект

1)  Автобиографическая справка.

Если вы решили стать режиссером, то наверняка ваша жизнь не отличается обыденностью. Наверняка, вы постоянно путешествуете или активно занимаетесь творчеством. Возможно, вы играете в театре или занимаетесь рекламой. Возможно, пишете сценарии холодными зимними вечерами или фотографируете лягушек, ползая по болотам. Так вот все это относится и ко мне, так что писать обычно есть о чем. В автобиографической справке не нужно особо ничего выдумывать. Напишите о себе только самое главное. Прямо по минимуму. Для интересных историй и увлекательных сюжетов у вас есть ещё 5 пунктов предварительного тура. Я проанализировал все, что представлено на этом сайте, понял примерно, что от меня требуется, и приступил к выполнению. Здесь стоит написать, откуда вы, чем занимались и занимаетесь, как пришли к мысли, что ваша дорога по жизни пересекается с этим вузом.

Важно: старайтесь не писать по принципу «как можно больше интересного». Пусть у вас будет немного, но по делу. Согласитесь, вы и сами редко читаете объемные тексты, содержащие «многобукофф». 

Есть много разных мнений на тему того, стоит ли  говорить о ваших предыдущих работах и тем более прилагать их к предварительному этапу. Проанализировав все это, пришёл к выводу, что лучше этого не делать. Как писалось в одном из подобных рассказов (за точность цитаты не ручаюсь) «если ваши работы высокого уровня, то вам нечего делать в этом вузе, а если низкого, то вы выставляете себя в плохом свете». 

2) Биография. (о Биографии можно прочесть здесь)

Тут уже интереснее. Стоит экспериментировать как с формой подачи, так и с самим содержанием. Вообще, каждая из работ напоминает по форме полноценный сценарий с завязкой, развитием и финалом. Так и тут. Вы каждый раз как бы создаете свой маленький фильм. Но не надо до фанатизма. Вас должны без проблем понимать. Вот что важно.  Кроме того, оченьважно писать «зрительными образами», о которых далее скажу ещё немало и попытаюсь своими словами объяснить, что это. Вопрос возникает повсеместно.

Ваш рассказ должен быть интересен любому человеку. Поэтому прежде чем отправлять работу, покажите её своим (как можно более беспристрастным) товарищам самых разных интересов и возрастов. Если я правильно понял, то примерная тема всего рассказа такова, — «Как я пришёл к желанию стать режиссером?».  Об этом и пишите. Зрительно и понятно, лаконично и вместительно. Если ваша жизнь совсем не изобилует интересными поворотами, а режиссером вы решили стать буквально вчера (бывает, попробуйте мехмат), то пробуйте экспериментировать с формой подачи. В конце концов, постарайтесь для самого себя понять, как так вышло.

Важно: жонглируйте разнообразными образами, подавайте обычное в необычном свете.

3) Случай из жизни.( о Случае из жизни можно прочесть здесь)

Историю нужно продумать заранее. Особенно, если ваша жизнь действительно не выделяется остросюжетностью. «Случай из жизни» — это уж точно своего рода маленький ёмкий сценарий. Причем он выделяет именно вас в качестве главного актера. А что важно в актере? Развитие персонажа. Вот и вы покажите своё развитие. То есть в начале истории вы – один человек, а в конце совсем другой. Пересказанные события должны были изменить вас.

Тут нужно совсем убрать из своего повествования литературную манеру повествования. Особо значимо, помимо описанных свойств, придать  себе, как автору, наблюдательность. И здесь самое время поделиться с моим собственным восприятием «зримых образов».

Итак, вариант раз:
Испуганный  человек спасался бегством и думал, где ему спрятаться.

Вариант два:
Сутулый и сморщенный, он отчаянно пытался шевелить своими ногами, метая свой обезумевший от страха взгляд из стороны в сторону, с одного тупика на другой.

Если в первом случае мы «вторгаемся» внутрь главного героя, в его мысли. То во втором мы описываем  помощью деталей, образов. Да и в целом первый пример намного скуднее, чем второй.

«Самое важное, чтобы сюжет был понятен. ПОНЯТЕН».

4) Фотоочерк.( О Фотоочерке можно прочесть здесь)

Почти бесполезно искать фотографии из старых архивов. Советую работать по описанной тут же схеме: завязка, знакомство с героями, обстановкой (1-2 фото), развитие (3-4 фото), развязка (1 фото), финал (1 фото).

По технической части можно особо не заморачиваться, но учтите, что на восприятие картинки влияет практически все. От композиции до цвета. Самое важное, чтобы сюжет был понятен. ПОНЯТЕН. Лучше придумайте проще, но понятнее.

Важно: название фотоочерка – важная часть. Я придумывал перед кабинетом приемной комиссии, считая, что это не имеет особого значения. А на собеседовании мне сказали, что с названием я сильно прогадал. Так что значение имеют абсолютно все мелочи.

5) Мои предпочтения.

Достаточно туманный пункт. Пишите конкретнее. Вообще везде пишите конкретнее. Никаких общих фраз. В этой работе вы должны указать, что вам нравится и почему на конкретных примерах. Затем перейти к тому, как вы могли бы это использовать в своих работах. Если вы пишете о стиле режиссера, то приведите пример. И так во всем. Если будете писать общими фразами, то могут подумать, к примеру, что у вас не сформирован вкус. Не надо думать, что мастера ВГИКа сплошь и рядом ценят Феллини, либо вообще любят только советское кино. К примеру, Хотиненко открытым текстом говорил, что ему нравятся работы Дэвида Финчера. В общем, я к тому, что пишите как есть. Говорите о себе правду и недооценивайте объёма знаний мастера.

6) Моя будущая работа.

Конечно, вы можете признать в себе гения драматургии и написать, как бы вы интерпретировали это на экране, но вот вам пару советов.

Чего точно не нужно писать:

Не нужно перечислять все сюжетные тонкости. Вы поступаете на режиссуру и оценивать вас будут в первую очередь с этой точки зрения. Не нужно придумывать огромный полнометражный фильм.

Что предпочтительнее:

Пишите то, что смогли бы на самом деле реализовать в ближайшем будущем. Старайтесь отразить только основные сюжетные моменты. Покажите в первую очередь именно режиссерские находки. Отдельно можно описать персонажей (их мотивацию, внешность, характер, одежду).

Есть более простой (и на мой взгляд правильный) вариант. Можете взять любое классическое произведение и попробовать интерпретировать его. Тут и отразиться ваше собственное видение, как режиссера.

«Если вы решили стать режиссером,
то наверняка ваша жизнь не отличается обыденностью.
Наверняка, вы постоянно путешествуете или активно занимаетесь творчеством».

Продолжение в следующей статье.

АлеКсандра Д

Добавить комментарий