Режиссура: Александра Давыдова
Студия Режиссуры ArtGang
2014
Занятие 2: Наблюдения
Контрольные вопросы:
Зачем необходимы наблюдения режиссеру?
Чем наблюдения отличаются от воспоминаний?
Что заставляет человека (героя) действовать?
Как часто нужно вести наблюдения?
С точки зрения режиссуры, что интереснее: космос или ребенок в деревне, с банкой варенья?
Наблюдения.
Наблюдательность – способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений и фактов. Наблюдая за происходящим вокруг, познавая мир, вы наполняете себя новыми эмоциями, чувствами, знаниями, идеями. Схватывая даже самые тонкие черты, мелочи, ускользающие от других, режиссер воссоздает их в своем фильме/спектакле, обращая на них внимание окружающих.
Товстоногов.
Ни один человек в мире не делает что-то просто так. В основе каждого поступка лежит мотив; каждое действие имеет свою цель. Что заставляет человека действовать? Целый комплекс причин, в первую очередь, характер и обстоятельства. Характер определяется генотипом – тем, что человек унаследовал от родителей, и фенотипом – суммой обстоятельств, при которых человек воспитывался и рос. Человек постоянно попадает в разные ситуации, которые могут создаваться им самим, или же складываться случайно, под влиянием независящих от человека внешних факторов. Каждая ситуация, в которую мы попадаем, заставляет нас делать выбор и совершать поступки. Но выбор этот не является одинаковым для разных людей. В зависимости от нравственных установок, жизненных целей (долгосрочных и сиюминутных), эмоционального настроя разные люди делают разный выбор. Жизнь – это непрерывное взаимодействие обстоятельств и выборов.
Сцена – это микромодель мира. Значит, здесь тоже существует связь обстоятельств и выборов. На первый взгляд, кажется, что ни у актеров, ни у режиссера особого выбора нет: обстоятельства предложены автором, а по ступки персонажа прописаны в сценарии. Однако это не совсем так. Один и тот же поступок персонаж может совершить, исходя из разных целей, делая разные выборы. Так, как это происходит в жизни.
«По существу, в современном театре основным свойством создаваемого характера должен стать особый, индивидуальный стиль мышления, отношения героя к миру, выраженный через определенный способ думать».
Два разных человека в одинаковых обстоятельствах могут поступить одинаково; однако мотив и выбор одного будет коренным образом отличаться от мотива и выбора другого. В жизни это происходит естественным путем; люди не задумываются, кто и как поставил их в эти обстоятельства и перед этим выбором.
«Надо выработать в себе привычку постоянно слушать и наблюдать. Я иногда ловлю себя на том, что слушаю, как два человека ругаются. Ведь они ругаются по-разному, потому что у них разные задачи, которые и определяют качественную разницу их действий. Эта привычка наблюдать и переводить язык эмоций на язык действий должна стать вашей второй натурой. Нужна большая тренированность, чтобы научиться легко переводить эмоциональное состояние в физические действия, чтобы за результативным, увидеть действенную основу. Это можно и нужно в себе воспитывать. Законы, открытые Станиславским, каждый режиссер должен заново открывать для себя».
Итак, наблюдения – это неотъемлемая часть работы режиссера над собой. В этих записях, вы приучаетесь к профессиональному восприятию окружающей жизни: накапливаете наблюдения, отбираете и коллекционируете неожиданные и острые приспособления, детали — четко характеризующие героя, интерьер – ясно передающий экспозицию или атмосферу.
Настоящая внимательность развивается в наблюдениях. Уникальных, интересных, проанализированных, не шаблонных и действенно прописанных. Это упражнение дает вам возможность совершенствоваться в таких качествах, как:
— дисциплина и умение работать вне зависимости от вдохновения
— наблюдательность, внимание, чуткость к происходящему
— умение четко понимать, что вы хотите сказать
— умение анализировать полученный извне опыт и понимать, как вы его можете применить
— умение писать и ясно выражать свои мысли
— умение видеть драматургию в повседневности
— развиваете воображение, набиваете руку, находите новые идеи
— накапливаете необходимый жизненный опыт для ваших будущих работ
— умение показывать, а не описывать. Описывать события, как действенный процесс
— умение вскрывать истинные мотивы
— умение избегать «шаблонов»
Как проявляется наблюдательность?
Это — прежде всего любопытство, восприимчивость, анализ.
Воображение – процесс создания новых представлений, на основе имеющегося у человека жизненного опыта, то есть это — процесс преобразования действительности. Важно учесть, что творческое воображение не просто копирует жизнь, а создает острые художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах.
Фантазия – ситуация, не соответствующая реальности.
Почему творчество происходит от наблюдений и воображения? Все что делает режиссер, основывается на реальности. Реальность намного интереснее и правдивее для зрителя, который может идентифицировать себя только с тем, что ему знакомо. Также актер может сыграть только то, что им знакомо (собственный жизненный опыт; наработанный опыт; эмоциональная память и проч.). Чем больше режиссер наблюдает реальную жизнь, тем проще ему помогать актеру искать «маленькие правдочки» и манки, простаивать мотивы и логику поведения героев.
Идентификация: https://artgang.ru/305.html
Вы смотрите, но не замечаете?
Учитесь не только видеть и запоминать мелочи, но и пропускать их через себя, становясь более восприимчивыми. Будьте открыты к получению новых знаний и новых эмоций. Анализируйте, думайте, не оставайтесь равнодушными.
Тренируйте не только целостность восприятия, но и запоминание отдельных черт и нюансов.
Не смотрите вокруг просто так. Воспроизводите всё наблюдаемое мысленным взором. (Леонардо да Винчи)
Поработайте над зрением, держите его в струне. Смотрите на всё с мыслью, что вам предстоит написать это красками. В трамвае, в автобусе – всюду смотрите на людей именно так. И убедитесь, что раньше не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А после вы научитесь видеть глубоко, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому. (Константин Георгиевич Паустовский)
Будьте внимательны к другому. Улавливайте движения человека, наблюдайте его в общении и взаимодействии с другими. Умейте прочесть во внешности, позе, мимике черты его характера и особенности его психологического состояния. (Сергей Леонидович Рубинштейн)
Память и внимание.
Наблюдательность неразрывно связана с памятью и вниманием. Поэтому вам также необходимо тренировать свою память и многоплоскостное внимание (упражнение «два мешочка»).