драматургия: Ламара Карчава
Студия Режиссуры ArtGang
12 октября 2014
Занятие 3: Звучащая речь в кино
[Драматургия] — лекция по 3 занятию:
«Звучащая речь в кино»
Когда появился звук в кино?
В 1927 году Уорнер бразерс» выпустила на экраны Америки первый в мире звуковой фильм «Певец джаза» (премьера — 6 октября 1927 г.).
Картина была почти полностью немой. В ней было лишь несколько песенных номеров и единственная фраза: «Ну-ка, мама, послушай».
Именно в этой фразе заключался успех фильма. Слова с экрана люди услышали впервые. Однако, самих режиссеров и настоящих ценителей киноискусства приход звука совсем не порадовал.
Музыка присутствовало в кинематографе и ранее (помним про тапёров). Так же, часто, в немом кино использовался монтаж картинки, имитирующей шумы. Например, эпизод в фильме «Мать», Пудовкина.
Ниловна сидит в пустынной комнате у изголовья умершего мужа; входит Павел и, задав банальный вопрос, располагается в отдалении. Эта недолгая сцена трижды перебивается крупным планом рукомойника. Таким способом автор вызывал в подсознании зрителя хорошо знакомый назойливый «стук» неисправного водопровода.
Звукозапись лишь сделала уже существовавший в кино звук материальным.
То есть, шумы и музыка не создавали никаких проблем. А вот слово стало камнем преткновения. Ведь слово являлось ключевым элементом в литературе, определяло драматургию театра. И это означало, что кино снова теряло едва обретенную специфику «пантомимы».
В этой связи кино даже разделили на звуковое и говорящее. Именно «говорящий» фильм вызывал общее негативное отношение.
Так же существовали два пути для звука на первых порах: или снимать музыкальные комедии, где звук был лишь дополнением, или вынести звук на первый план, и тогда уже изображение становится неважным.
Вспоминаем контрапункт – это тоже относится к первым опытам осмысления звука. Но со временем, звук нашел свое место в кинематографе в виде различных форм речи.
Формы звучащей речи в кино
Формы звучащей речи в кино:
►Внутрикадровая
Источник звука в кадре.
►Внекадровая
Источник звука участвует в сцене, но сейчас он не в кадре.
►Закадровая
Источник может находиться или не находиться в кадре, но его речь слышат ТОЛЬКО зрители.
Если многое кино берет от театра, то относительно закадровой речи это скорее от литературы. Поэтому многие бывают против закадровой речи – она часто демонстрирует слабость, невозможность иначе показать действие. Но иногда она необходима.
Виды закадровой речи:
►Голос автора
Голос человека, не участвующего в фильме, но говорящего о нем.
Пример: Берегись автомобиля
►Голос одного или нескольких персонажей.
Голос участвующего в действии картины.
Пример: Короткая встреча
►Внутренний монолог (или диалог) персонажей.
Мысли персонажа. Важное отличие от голоса персонажа: если последний являет собой чаще всего рассказ о прошлом и в прошедшем времени, то внутренний монолог — это настоящее время, и спонтанный характер.
Пример: Пианино.
►Дикторский текст.
Отличается от голоса автора тем, что он по своему содержанию и по своей функции подчеркнуто официален.
Пример:17 мгновений весны.
►Стихи и песни.
Звучащие за кадром и соотносящиеся с действием фильма.
Пример: Ирония судьбы.
Виды звучащей речи в кино
Виды звучащей речи в кино:
►Диалог — обмен мыслями и сообщениями двух или нескольких персонажей сценария или фильма.
►Монолог размышления одного из персонажей фильма или его реплика «в пустоту»
Виды монолога:
►монолог-сообщение
Пример: объяснение психиатра в Психо
►монолог-размышление
Пример: Быть или не быть в Гамлете
4 закона хорошего диалога
Закон 1: закон необходимости.
Диалог в кино призывается как средство выражения только тогда, когда без него невозможно обойтись.
Не пишите радиопьес! В кино самое важное это картинка. Перебивайте диалоги персонажей грамотными ремарками, развивающими действие или раскрывающими характер персонажа.
Закон 2: закон дополняемости.
Произносимая в фильме речь должна не повторять видимое на экране, а дополнять его, сообщать нечто новое.
Если мы видим дуло пистолета, направленное на героиню, и она кричит: «У него пистолет!» это неверно.
А если она, допустим, кричит: «У него пистолет» и камера резко переходит на злодея с пистолетом (которого мы до этого НЕ видели), тогда этот закон работает.
Закон 3: закон сочетаемости
Реплика должна обязательно соотноситься с изображением, — на фоне которого она звучит, иначе она будет выглядеть слишком театральной.
РЕПЛИКА — часть диалога, произнесенная одним из его участников
Реплика раскрывается на изображении. Картинка словно договаривает ту фразу, которую «бросил» персонаж. То есть, здесь есть возможность поиграть с картинкой и звуком.
Допустим, героиня говорит герою:
— Я…тебя…
И мы видим ЛИЦО ГЕРОЯ, те эмоции, что он испытывает в этот момент.
А если мы видим, это на общем плане, и слова «я тебя» уже теряются и выглядят театрально, поскольку звук не соотносится с картинкой.
Закон 4: закон прямой пропорциональности
Чем более сложна картина смыслово, тем больше в ней диалогов.
Само по себе многословие является недостатком драматургической основы кинокартины.
Но иногда это оправдано:
1) Сюжетом
Например, в детективах, где приходится многое объяснять на словах.
Пример: 12 разгневанных мужчин.
2) Атмосферой
Диалоги часто придают жизнеподобие сценарию. Или создают нереальность атмосферу нереальности происходящего.
Пример: Застава Ильича или мне 20 лет.
3) Фоном
Иногда диалоги выступают как шумы или даже музыка. Персонажи могут не слышать друг друга и говорить о своем, формально находясь в диалоге
Пример: Крылья.
4) Характером
Многословием можно подчеркнуть душевную пустоту персонажей.
Пример: Июльский дождь.
Пример хорошего диалога
О конферансье Алексее Алексееве:
Однажды Алексеев вышел на сцену Центрального клуба НКВД и сказал:
«Здравствуйте, дорогие товарищи!»
Какой-то генерал крикнул ему из зала: «Гусь свинье не товарищ!»
Алексеев тут же ответил: «Ну, тогда я улетаю». И, размахивая руками, покинул сцену.