Л9 Драматургия Мотивировки

Драматургия: Ламара Карчава
Студия Режиссуры ArtGang
02 декабря 2014
Занятие 8: Действие

[Драматургия] — лекция по 9 занятию:

«Мотивировки»

Что такое мотивировка? 

Мотивировка — это «художественное обоснование событий, поступков и переживаний персонажей фильма».
Если коротко, то мотивировка – это причина действия.
Ни один персонаж не будет действовать без прописанной сценаристом мотивировки!

Виды мотивировок: 

  • Внешние
  • Внутренние

Виды внешних мотивировок

Внешние мотивировки – это влияние на героя извне.

  • Обстоятельства

Когда на героя влияют различные обстоятельства: окружение, среда, обстановка.

Например, в фильме Семь Самураев. Только обстановка заставляет вчерашних бандитов стать героями.

  • Поступки других персонажей.

Когда на героя влияют другие персонажи.

Например, в фильме Беги, Лола, Беги, поступок Мани толкает Лолу на то, чтобы она побежала искать деньги.

Виды внутренних мотивировок

Внутренние мотивировки – это когда персонаж сам на себя влияет изнутри.

  • Психологические

Чувства, которые мы испытываем: страх, любовь и так далее.

Например, Ночи Кабирии. Главная героиня продает дом, потому что любит своего избранника.

  • Характерные

Свойства характера заставляют персонажа поступать так или иначе.

Например, Форест Гамп. Именно его личность делает фильм особенным.

  • Цель героя.

У героя есть четко сформулированная цель, которой он следует.

Например, в Гарри Поттере герой должен защитить мир. Но чтобы это не выглядело слишком просто, такие целевые мотивировки обычно смягчают психологическими. В случае Гарри Поттера, он хочет отомстить за родителей.

  • Нравственная оценка.

Это мотивировки-перевертыши, дающие оценку личности героя. Например, когда кажется, что герой делает что-то из корысти, а оказывается, что он альтруист. И наоборот.

Например, Пираты Карибского моря. Элизабет целует Джека, и нам кажется, что ее поступок –прекрасен. Но на самом деле, она приковала его к мачте, чтобы скормить морскому чудищу.

Последовательность действий и мотивировок.

  • Мотивировка прямая

Внешняя мотивировка -> внутренняя мотивировка -> действие

Пример: финал в Калине Красной.

Внешняя мотивировка – увидел бандитов.

Внутренняя – решился, и прогнал напарника.

Действие – положил в карман ключ и пошел навстречу бандитам.

  • Мотивировка отложенная

Действие -> внешняя мотивировка -> действие

Пример: фильм Бульвар Сансен.

Действие – убийство главного героя

Внешняя – невыносимая обстановка

Действие – попытка побега

  • Конфликт мотивировок

Одновременное столкновение нескольких мотивировок. Например, в фильме Пролетая над гнездом кукушки.

  • Отсутствие мотивировок

Вспоминаем Достоевского «Идиот». Казалось бы, у персонажа нет мотивировок поступать так, как он поступает. Однако, причины его поступков мы «чувствуем», хотя не можем объяснить их рационально.

Вот это вот вчувствование является вершиной мастерства драматурга. Заметим, что это не означает, что мотивировки действительно отсутствуют. Это означает, что они спрятаны. Хороший пример – фильм Андрей Рублев.

Роль случайности в сюжете.

Так же в сюжете есть такое понятие, как случайность.
На самом деле, случайность не должна выступать как самостоятельная мотивировка. Она должна обострять внутренний конфликт.
Как говорит за кадром в одной из заключительных сцен фильма И. Бергмана «Земляничная поляна» его герой — профессор Исак Борг: «Во время торжественной церемонии мысли мои были целиком заняты событиями сегодняшнего дня. И тогда я решил записать на бумагу все, что произошло. В этом потоке событий мне казалось, что я различаю какую-то определенную и странную логику».

Необходимость мотивировок.

Весь сценарий построен на мотивировках. И если вы что-то упускаете в том, как пишете мотивировки – это сказывается на качестве картины.
Думайте о том, что влияет на вашего персонажа перед тем, как садиться писать. Только из хороших мотивировок может вырасти настоящее драматургически целостное действие.

Все лекции студии ArtGang по Драматургии

Ламара Карчава. Драматургия.
Студия Режиссуры ArtGang

Добавить комментарий