Короткий метр — это место,
где встречается черный юмор, сатира,
стеб и житейская философия.
Как написать сценарий короткого метра:
11 непростых шагов.
Что такое короткометражный фильм?
Американская киноакадемия искусств определяет, что к короткометражным картинам (далее кф) относятся фильмы, чья длина составляет 40 минут вместе с титрами. Однако, наиболее «ходовой» вариант короткометражного фильма – это 10-15 минут.
Самые знаменитые короткометражки: «Взлётная полоса», «Шерлок-младший», «Андалузский пёс», «Полуденные сети», «Длина волны» и «Путешествие на Луну».
Как начать писать КФ?
У нас есть 12 шагов и все придется пройти, чтобы написать короткометражку.
- Идея
- Логлайн
- Структура
- Герои
- Синопис
- Тритмент
- Сценарий
- Первый вариант
- Отдых
- Редактура
- Критика
- Идея.
Как придумать идею?
- Мозговой штурм
Больше идей = лучше, никакой критики, работа на количество.
- Поток мыслей
20 минут писать поток мыслей, все, что приходит в голову.
- Новости/биографии/чужие истории
Просмотреть новости и тд, поискать идею.
- Наработки
Использовать блокнот со своими идеями.
- Что если
Тренировка на абсурдные идеи. Что если под моим домом находится убежище супер-злодея?
- Придумываем двух необычных героев
Нестандартные персонажи могут вытянуть за собой всю историю.
- На что это похоже?
Подумайте, фильм похожий на то, что вам хотелось бы снять.
Далее идеи фильтруются, слабые отбрасываются.
После, новая фильтрация, какие идеи можно соединить.
Выбираем одну идею.
- Логлайн или о чем это?
Это суть истории в двух предложениях (25 слов).
Существуют различные схемы написания логлайнов, но общее у них в том, что, логлайн должен ответить на вопросы:
1. Кто герой
2. Какова цель героя
3. Какое препятствие преодолевает герой на пути к цели
Шаблон логлайнов от Александра Волкова: X Y Z
Герой (X) должен сделать то-то и то-то (Y, цель героя), иначе случится что-то непоправимое (Z). Пример: Гарри Поттер (X) должен победить Воландеморта (Y), иначе он захватит Магический мир (Z).
Некоторые логлайны содержат концепт только X Y
Например: Циничный рекламщик (X) внезапно обнаруживает способность читать женские мысли (Y) – разумеется, это фильм «Чего хотят женщины»
Бизнесмен (х) влюбляется в проститутку, которую он нанимает, чтобы она провела с ним выходные (y) – за этим логлайном скрывается картина «Красотка».
- Структура
Определяемся со структурой сценария.
- Пролог
То, что описывает нашу историю ДО начала основного действия. Если есть пролог, эпилог должен быть обязательно.
- Экспозиция
Описываем время, место, прилагаемые обстоятельства, героев. Экспозиция кончается в момент завязки конфликта.
- Завязка
Она должна быть необычной и интересной, служить отправной точной конфликта.
Конфликт бывает
- внешним (на героя что-то влияет)
- внутренним (герой «из себя» на что-то влияет )
- развитие действия
Герой стремится к своей цели, но что-то или кто-то ему мешает. В этой части происходит нагнетание конфликтного напряжения.
Перипетии – эмоциональные качели от счастья-к несчастью.
Поворот может быть
— неожиданным для зрителя, но ожидаемый для персонажа;
— неожиданными для персонажа, но ожидаемым для зрителя;
— неожиданным и для зрителя, и для персонажа.
- Кульминация
Момент наивысшего развития конфликта, самое напряженное место действия. Герой стоит перед выбором.
- Развязка
Заключительный отрезок развития сюжета, его итог.
Развязка, как правило, наступает сразу (!) за кульминацией.
- Финал
Заключительная точка картины, раскрывающая ее смысл.
- эпилоге
- Герои
Здесь работает правило дважды по четыре. Сейчас объясню, что я имею в виду. Существуют четыре грани образа героя, которые вы должны (в идеале) раскрыть в фильме.
- Как ты сам себя знаешь
- Как тебя знают семья и друзья
- Как тебя знает общество
- Как ты сам себя не знаешь
Эти 4 пункта обязательно надо учитывать при создании образа персонажа. Кроме того, все эти пункты помогут разобраться и с сюжетными линиями. Самый последний пункт можно выразить через сновидения, или неожиданные для самого персонажа поступки.
Вторая главная четверка свойств, это как происходит индетификация зрителя с героем. В идеале, каждый, каждый, кто смотрит фильм, должен хотеть быть похожим на героя.
Попробуем разобраться. Возьмем за пример Доктора Хауса. Разве он приятный персонаж?
Однако в нем есть то, что нас привлекает, не смотря на то, что человек он отталкивающий. Давайте разберемся, почему мы любим его.
- У героя должна быть цель.
Чего хочет Доктор Хаус? Спасти как можно больше жизней?
Вряд ли. Он воспринимает болезни людей как «загадки», которые он решает. Следовательно, его цель – разгадывать загадки.
Заметим, лечением он интересуется крайне мало.
Итого: Правильное целеполагание помогает написать внятного героя.
- У героя должна быть тайна.
Например, Доктор Хаус. То, что он влюблен в своего шефа, долго остается тайной, и придает его характеру человечности.
Итого: Этот пункт не обязателен, но помогает раскрыть все стороны характера героя.
- У героя должен быть изъян.
Например, доктор Хаус – инвалид. И это вызывает у нас сочувствие к нему, и мы даже готовы оправдать его за прием наркотиков.
Итого: Неуязвимые герои – это скучно, и вызывает недоверие.
- У героя должен быть «дар»
Например, у Хауса дар – это его интеллект.
Итого: Дар делает нашего героя исключительным. При этом, важно, чтобы этот дар был чем то действительно важным, ибо, чаще всего, именно через исключительность героя и происходит идентификация.
- Синопсис.
Синопсис в переводе «конспект» пишем развернутую структуру сценария на 2-3 страницы. Умение писать синопсисы пригодится, если вы будете искать команду для съемок короткометражки, сценарий никто читать не будет. Пишем в настоящем времени!
- Оформление синопсиса – название, имя, контакты, формат.
- Персонажи – имя + фамилия, возраст, внешность
- Место и время – должно читаться четко
- Сюжетная линия основная + 1-2 побочых
- Финал (!) – чем все закончилось? Важно продумать историю
- Жанр
- Тритмент.
Более подробное описание истории, всех сцен, которые будут в сценарии. Размер от двух страниц, в зависимости от насыщенности событиями сценария.
Пункты (с описанием)
- Оформление тритмента
- Событийный ряд
- Диалоги
- Сценарий
Пишите все, не редактируйте, ориентируйтесь на синопсис и тритмент.
- Первый вариант
Загоняете сценарий в формат (можно про формат), ничего не редактируем!
- Отдых
Этот пункт крайне важен, так как если вы сразу же броситесь редактировать текст, вы не будете его адекватно воспринимать. Оставьте полежать на час!
- Редактура
Один из самых сложных и проблемных этапов. Здесь важно прочитать сценарий несколько раз, выявить и устранить следующие проблемы:
- Ремарки
Обратите внимание на все нестыковки. Например, у героини в комнате был только диван, откуда там кровать?
- Сцены
Посмотрите, не написали вы несколько схожих по смыслу сцен. Может быть, есть смысл удалить лишние.
- Персонажи
Так же как и со сценами – не получилось ли слишком много героев?
- Диалоги
Чистим диалоги, удаляем дублирующиеся реплики, придаем индивидуальности речи персонажей.
- Критика или редактура 2.0.
Последний шаг — дать прочитать сценарий знакомым, чтобы они высказали свое мнение. После, либо редактура сценария, либо поиск режиссера для съемок