«Мэтр, что важнее в искусстве — „как“ или „что“?».
Ренуар ответил: «Важно — Кто»
Пользуйтесь, рассказывайте впечатления о прочитанном) Все книги и отрывки, что я нашла. Их здесь 14.
Ершов Петр Михайлович(Скачать книги)
(1910—1994) — русский актер, режиссер, теоретик театра, исследователь психологии человеческого поведения.
В 1935 г. окончил Театрально-литературную мастерскую, руководство А.А. Дикого и В.О. Топоркова.
С 1936 по 1944 гг. Петр Ершов — актер Театра-студии А.А. Дикого; БДТ им. М. Горького; Фронтового театра и др.
С 1944 г. целиком посвятил себя научно-исследовательской, режиссерской и педагогической работе. Ершов П.М. внес значительный вклад в разработку идей Станиславского – «Метод простых физических действий». Автор целостного учения о театральном искусстве.
С 1947 г. Ершов начинает писать тексты, которые впоследствии оформляет в три основные, связанные между собой, книги по теории Актерского мастерства, где раскладывает профессию на доступные компоненты. Это «Технология актерского искусства», «Режиссура как практическая психология», «Искусство толкования».
Открытия и разработки Ершова имели большое значение для изменения понимания «жизни человеческого духа» (К.С.). Очищения театрального искусства от рутинных представлений о творческом процессе. Для использования науки о театре в смежных областях человековедения: философии, педагогике, психологии, литературоведении и т.д.
СКАЧАТЬ: Ершов П.М.,Технология актерского искусства (1959, 1992 )
Ершов внес значительный вклад в разработку идей К.С. Станиславского о специфике творчества актера. Разработал оригинальную классификацию действий, опираясь на естественнонаучные представления о выразительности человеческого движения. Исследовал природу режиссерского искусства как борьбу (общение), раскрыл закономерности взаимосвязи потребностей, мотивации и выразительных особенностей поведения. Исследуя проблему выразительности действий, Е. настаивал на неразрывности связи психического и физического, внутреннего и внешнего.
СКАЧАТЬ: Ершов П. Режиссура как практическая психология. Режиссура как построение зрелища ( 1959, 1992)
«…В подобной систематизации нуждается наша практика. Эта книга поможет нам развивать своё искусство, даст нам ключ, чтобы открывать новые грани правды «жизни человеческого духа» на сцене» Е,П,М,
В каждом действии он предлагал видеть три слагаемых элемента: оценку, пристройку и воздействие, что вооружало актера технологией актерского искусства. Суть ее состояла в технике бессловесных действий, технике словесных действий и параметров взаимодействий (борьбы). По мнению Ершова, как музыка складывается из нот, так человеческая речь состоит из одиннадцати простых способов словесных воздействий: звать, объяснять, отделываться, удивлять, предупреждать, просить, приказывать, узнавать, утверждать, упрекать, ободрять. При этом общение людей может быть «измерено» по пяти основным параметрам — шкалам: наступление — оборона, дело — позиция, сила — слабость, дружественность — враждебность, добыча информации — выдача информации
СКАЧАТЬ: П.М. Ершов. Искусство толкования. Режиссура как практическая психология. Часть 1.
СКАЧАТЬ: П.М. Ершов. Искусство толкования. Режиссура как художественная критика. Часть 2
Последняя работа Петра Михайловича «Искусство толкования: Режиссура, как художественная критика» (1973, 1992). Здесь Ершов исследует вопросы толкования поведения и переживаний человека, взаимосвязи желаний, целей, нужд и потребностей. Называя истоки многообразия желаний, Ершов в классификацию потребностей человека включает не только биологические, социальные и идеальные. НО и потребность в преодолении препятствий (воля), в вооруженности, этнические и идеологические потребности.
СКАЧАТЬ: Ершов П., Симонов П. Темперамент. Характер. Личность
С начала 60-х годов ршов совместно с физиологом, академиком П.В. Симоновым приступил к изучению связи поведения с мотивами и потребностями человека. («Темперамент. Характер. Личность.», 1984, в соавт. с П.В. Симоновым; «Потребности человека», 1990).
СКАЧАТЬ: Ершов П. Том 1. Логика бессловесных действий
СКАЧАТЬ: Ершов П. Том 2. Взаимодействие людей в жизни и на сцене
СКАЧАТЬ: Ершов П. Скрытая логика страстей чувств и поступков. Часть 1
СКАЧАТЬ: Ершов П. Скрытая логика страстей чувств и поступков. Часть 2
СКАЧАТЬ: Ершов П. Игра в свете потребностно-информационной концепции человека (отрывок)
Отрывок из книги П.М.Ершова «Потребности человека»
СКАЧАТЬ: Ершов П. В.О.Топорков и метод физических действий
СКАЧАТЬ: Ершов П., Ершова А., Букатов В. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя
СКАЧАТЬ: Ершов П. Указатель основных понятий и терминов системы К.С.Станиславского
СКАЧАТЬ: Проблема материала в актерском искусстве_главы из диссертации (отрывок)
Советую посмотреть видео о его системе до конца.
Видео о П.М.Ершове, его идеях , книгах и последователях
[38:55] реж: С Тютин; оператор-постан: М Салимли; звукореж: А Никольский;
монтаж: И Багрова, А Тарасов; муз.ред: Н Митрофанов
— использованы архивные материалы —
— заняты актёры Театра им Гомера —
о Ершове и его системе рассказывают:
А.П.Ершова и В.М.Букатов