Пишем героя: метод четырёх.
Есть тысячи учебников про то, как написать внятного (интересного, крутого, всеми любимого) героя. Правда в том, что способов сделать персонажа хорошим действительно огромное множество. Поэтому, на основе излюбленных мной методик я выработала комплекс под названием «правила четырёх», ибо во всех пунктах по четыре составляющих : )
Первое правило четырех: образ героя.
Соотношение между образом и характером подобно соотношению между сюжетом и фабулой. Одно без другого не существует, но сюжет, все же, полнее.
Что входит в понятие «образ героя фильма»:
- Портрет героя – он соответствует или не соответствует характеру
- Мир вещей – среда и детали, среди которых находится герой
- Взаимоотношения – как к нему относятся другие персонажи
- Отношение авторов – как авторы видят своего героя.
Все эти компоненты мы должны проработать в своем сценарии, иначе нам никогда не удастся создать полноценный образ персонажа.
Второе правило четырех: грани образа.
Сам образ характера персонажа состоит из четырех граней:
- Как ты сам себя знаешь
- Как тебя знают в семье (родственники, близкие друзья)
- Как тебя знает общество (друзья, коллеги)
- Как ты сам себя не знаешь
Хороший пример того, как все эти пласты помогают раскрыть личность персонажа это знаменитый фильм Бергмана «Земляничная поляна». Посмотрите эту картину и попробуйте разобрать, какие эпизоды относятся к каждой конкретной грани образа.
Маленькая подсказка: последний пункт выражается через сновидения или неожиданные для самого персонажа поступки.
Но как и в случае с сюжетом, перед тем как начать его писать, нам нужно подумать о фабуле, точнее – о характере героя.
Третье правило четырех: способы изображения характеров
В этом пункте мы разбираемся с тем, как именно показать характер героя на экране (да, тоже есть разные способы).
- Первый способ. Постепенное раскрытие характера: перед нами возникают все новые и новые грани характера героя, все более глубинные его пласты: Кабирия в «Ночах Кабирии», Егор Прокудин в «Калине красной».
- Второй способ. Развитие характера, его рост и становление. Вероника в «Летят журавли», картины «Бойцовский клуб» режиссера Д. Финчера.
- Третий способ. Внезапный слом, резкое изменение характера героя.
- Четвертый (дополнительный) способ — сочетание постепенного развития характера с резким его изменением. – Преступление и наказание
Четвертое правило четырех: внятный герой по американским канонам.
Во многих учебниках по драматургии главным свойством героя считают идентифицикацию со зрителем. Проще говоря, каждый, кто смотрит фильм, должен хотеть быть похожим на героя.
Возьмем, к примеру, доктора Хауса. Разве он приятный персонаж?
Однако, в нем есть то, что нас привлекает, не смотря на то, что человек он отталкивающий. Давайте разберемся, почему мы любим его.
- У героя должна быть цель.
Чего хочет Доктор Хаус? Спасти как можно больше жизней?
Вряд ли. Он воспринимает болезни людей как «загадки», которые он решает. Следовательно, его цель – разгадывать загадки.
Заметим, лечением он интересуется крайне мало.
Итого: Правильное целеполагание помогает написать внятного героя.
- У героя должна быть тайна.
Например, Доктор Хаус. То, что он влюблен в своего шефа, долго остается тайной, и придает его характеру человечности.
Итого: Этот пункт не обязателен, но помогает раскрыть все стороны характера героя.
- У героя должен быть изъян.
Например, доктор Хаус – инвалид. И это вызывает у нас сочувствие к нему, и мы даже готовы оправдать его за прием наркотиков.
Итого: Неуязвимые герои – это скучно, и вызывает недоверие.
- У героя должен быть «дар»
Например, у Хауса дар – это его интеллект.
Итого: Дар делает нашего героя исключительным. При этом важно, чтобы этот дар был чем-то действительно важным, ибо, чаще всего, именно через исключительность героя и происходит идентификация.
Итого, мы изучили все четыре «правила четырех». Можете использовать все методы сразу или выбрать один…или даже придумать собственный. Главное – пишите ваших героев так, чтобы они были живыми, имели свой характер и голос. И тогда они сами подскажут вам, как автору, какую сцену написать следующей.