«Различие между разнородными и однородными семьями мнимое. Все мы — члены одной семьи».
Махатма Ганди
«Величайшая иллюзия в этом мире — это иллюзия разобщенности.
Внешние различия — лишь видимость, суть вещей одна и та же…»
м\ф Аватар
Мы, АлеКсандра Д. и Евгения Дин, уверены, что многие задаются вопросом становится актером кино или театра, а если хочется и того и другого то с чего начать? И в чем собственно разница?
Можно долго спорить, что лучше. Для тех, кто любит театр мы приготовили особенный подарок о котором расскажем в конце статьи. Но самые нетерпеливые могут посмотреть тут прямо сейчас.)
Об актерах кино и театра
Так в чем разница? Чтобы все это понять нам прошлось попробовать и то и другое, поделимся опытом. Александра опишет про актеров кино, а Евгения про актеров театра, и сделаем выводы.
Актер кино:
- Разбирается в сюжете, выслушивает мнение режиссера.
- К каждому конкретному дню получает задание по отрывку из текста, который он учит по общим комментариям режиссера
- Выходит на площадку начинает играть, бывает первые дубли – не состыковки с партнерами, потом ряд дублей, на которых режиссер «настраивает» актеров друг под друга и под свое видение эпизода. Итого от 1 до … дублей. Среднее число возможно около 4-10. При этом не стоит забывать про технические репетиции.
- Репетиции бывают. Но часто это одна репетиция за день до сьемок. Или репетиция по дороге в локацию, или репетиция непосредственно перед началом съемки.
- У актеров бывают простои: когда выставляют свет, снимают кадр без вас.
- Кино актер должен помнить технические моменты: какой рукой он пил кофе , в каких ботинках должен быть в этой сцене, через какое плечо повернулся. Чтобы при монтаже мы могли смонтировать кадры.
- Актеру кино часто приходится работать без атмосферы фильма или вообще без всего. Например, Добби из Гарри Поттера был дорисован после. Во время сьемок актеры играли с палкой, на которую был прилеплен теннисный мячик.
Или из моего опыта: когда вы видите на экране: «красивый мост, огромную луну и ветер развевает ваши волосы. Вы прыгаете с моста в воду, а вас плывут спасать». На самом деле вы вполне можете стоять на мосту в деревне Бармалейке, вокруг вас будет куча мусора от туристов, будет вонять навозом, а рядом мычать теленок. Ветер – это художник стоит рядом машет на ваши волосы куском оргалита, найденным в кустах. А сама речка – вам по колено.
Не говоря уже об игре на «чудесной зеленой тряпочке» – хромакее. - Актер кино часто даже не знает, что будет в итоге. Как случилось с Галустяном в фильме «Самый лучший фильм». Не помню как он дословно сказал, но: «Я, говорит, снялся, вроде все нормально. А потом туда вставили этот пердеж, жуть и ужас».
- Актер кино играет все не по порядку. Сегодня вы можете играть, как умираете в финале. Завтра в первой половине дня: как вы ненавидите свою любовь, потому что он убил вашего котенка; а во второй половине дня: как признаетесь этому же герою в любви с живым котенком на руках.
Кстати: про приготовление спектакля в Мариинском театре.
Актер театра:
- Знакомится с текстом, на общем собрании высказывает свое мнение по тексту и герою (естественно многое зависит от личности режиссера, Любимов, к примеру, никому и слова сказать не давал, Райкин тоже, но чаще всего это так), режиссер все это принимает и обобщает в общую идею
- Подробно до мелочей разбирает роль сам, потом дает на проверку режиссеру (так, к примеру, Станиславский составил опросный лист на 100 вопросов для актеров третьего плана, которые играли гостей без слов в сцене приема в «Горе от ума»).
- Прежде чем начать играть по тексту пьесы грает с партнерами этюды на тему пьесы и взаимоотношения героев, чтобы в образе героя суметь естественно реагировать на любые ситуации
- Условность. Театр это одна сплошная условность – нарисованные задники, декорации, грим, парики. Чаще всего театр не стремится к натуралистичности. Актеру приходится мириться со всеми этими вещами и «оживлять» их своим воображением.
- В большинстве театром (за исключением самых крупных) не достаточное количество гримеров, костюмеров и бутафоров, так что вам никто ничего не принесет и не подаст, если вы сами об этом не побеспокоитесь. А что будет если «старик» выйдет на сцену без трости вы наверное можете представить.
- Выходит на сцену без права на ошибку. И без права отдыха. Это очень серьезная физическая нагрузка, и у актера нет возможности «взять паузу».
- Должен логично оправдать на сцене любые технические, актерские и другие неожиданности. Вот пример из реальной практики: девушка вышла на сцену в платье наизнанку, сначала зрители были в недоумении, но она не показали никакого вида и продолжила играть, на следующий день множество модниц того города вышли в платьях шиворот-навыворот.
- В театре труппа – это люди, которые очень большое количество времени проводят вместе, и поэтому очень важны личные отношения. Так к примеру, распространены шутки друг над другом. Есть история, связанная с тем, что тексты, которые можно читать, актеры не учат наизусть, а просто читают с листа.
Не запомнил, какой это был спектакль, но суть в том, что по ходу на сцену вбегает гонец и передает королю письмо со словами:
— Ваше Величество, Вам письмо!
Король разворачивает свиток и,… О, ужас, там нет текста(коллеги подшутили). Но он был опытным артистом и, возвращая свиток гонцу, говорит:
— Читай, гонец!
Артист, исполняющий роль гонца, тоже был не лыком шит, возвращает письмо королю:
— Не грамотен, Ваше Величество!
Чем закончилась эта мизансцена, я не знаю. Думаю, что опытные актеры нашли выход из положения и спектакль закончился зрительскими овациями и бросание цветов на сцену.
А теперь, если подвести итоги, то в чем существенная разница:
— в театре у тебя есть только один шанс заразить и покорить зрителя, в кино же ты можешь каждый момент, каждый дубль довести до совершенства (если это не сериал, где лишь бы все быстрее сделать).
— часть в кино, режиссер поправит, четко объяснит, что и как делать, куда смотреть и как, просчитает твои движения до миллиметра и покажет, как их исполнить, то есть тебе останется только сделать, в театре, такого никогда не будет, тебе придется самому «искать душой» движения, жесты, мимику и все это должно логично сложиться во время игры на сцене, перед зрителем.
— в театре вам придется дотошно и кропотливо прописывать и изучать биографию героя, разбираться в его мотивах и чувствах, анализировать текст и додумывать за автора то, что он не написал, в кино, все это не необходимо, вы выйдете на площадку и вам поможет ваша команда.
— в кино, вы будете достаточно независимы, потому как даже если сцена не одиночная, то большинство кадров снимается так, что ваша игры не может быть испорчена игрой партнера (все крупные планы, к примеру), в театре вы на 100% зависимы от партнеров по сцене, если они ошибутся, то вам их вытягивать иначе вся сцена или даже спектакль провалены , не зависимо от того, как играли Вы.
Но есть и существенное сходство:
— в фильме вам потребуется каждый дубль сыграть множество раз (Например у Михаила Пуговкина, сыгравшего коменданта в «Девчатах», никак не получался эпизод, когда ему надо было бросить подушку на кровать так, чтобы она легла углом. Снимали полдня. Наконец Пуговкин психанул, швырнул ее не глядя – и точно попал!)
Но и в театре спектакль играется годами по несколько раз в месяц – огромный труд!
— в кино история снимается не по порядку, но и в театре часто между сценами и эпизодами проходит время (года) жизни героя, а актер находится за кулисами.
Теперь наши рекомендации:
Начать играть в кино, проще, чем в театре, поскольку ты имеешь право на ошибку. Но все же я думаю, что театр – это колыбель актера. Не советую идти в театр тем, у кого не развито воображение, кто не любит вчитываться в текст и придумывать истории. Кино принесет вам популярность и обеспеченность. Театр нет, но зато позволит напрямую «говорить» со зрителем. В театре нет места идеалистам, потому что, когда актер достигает совершенства — он должен уйти (смотри фильм «Черный лебедь»).
Вывод:
Евгения: я считаю театр «живым искусством», кино же только на половину. И утверждаю, что лучшее образование для актера – театральное. В России лучшие театральные школы. Субьективно: актер театра может работать и в кино, и в театре. А вот актер кино может только в кино. Но это повторюсь, мое личное мнение.
Не знаю, заметили ли вы, но все же Евгения пристрастна и душа ее лежит к театру. А вот душа Александры требует кино процесса. А как считаете вы? К чему больше лежит ваша душа?
Александра: Если вы так же пристрастны и ваша душа лежит к театру как у Евгении , не пропустите возможность выиграть ГРАНТ на год БЕСПЛАТНОГО посещения театра-студии ГАММА. По этому гранту вы сможете в течение года бесплатно освоить восемь театральных дисциплин: актерское мастерство, историю театра, сценическое движение, вокал, сценическую речь, грим, сценический бой и фехтование. Грант — это экономия более 25 тыс рублей и реальная возможность подготовиться к поступлению в театральные и кино вузы. Не упускайте возможность!Подробности о гранте и наборе на Актерское мастерство: Театр-Студия ГАММА |
Скоро золотая осень и новые победы) Успехов, АлеКсандра Д. и Евгения Дин