№ 103 Как поступить на Режиссуру? Рассказывает студент мастерской

Чудо – ещё одно имя наших стараний.

Не Короткая статья о поступлении во ВГИК на  специальность Режиссер. Глава первая.

Всех мучает вопрос:»КАК поступить во ВГИК на режиссуру». На самом деле, все предельно просто: не волнуетесь, приходите, отвечаете на вопросы мастера, поступаете. Поступить во ВГИК — это не из области фантастики. Это реальность.

Другое дело, что не все готовы к тому, чтобы быть режиссером. Снять одно хорошее кино может каждый, это правда. Но вам предстоит работать годы, чтобы иметь возможность снять не один фильм, а несколько. Для этого необходимо что-то иметь у себя «за душой». Что именно — уже решать вам, не знаете, подскажем, прочтите статьи в разделах «Становление таланта» и «Багаж знаний».

Как вы знаете, мы активно работаем в «Cтудии Режиссуры «ArtGang». И ребятам, которые хотят индивидуально заниматься со мной режиссурой, я настоятельно рекомендую сначала позаниматься в студии. Студия воспитывает характер, а режиссер — это человек с внутренним стержнем. Помогает вам понять ваша ли это профессия, выдержите ли вы? Дает базовый опыт.

Представьте себе бесконечную лестницу, где десятая ступень — это поступление во ВГИК. Когда мы познакомились с автором статьи — она была в самом низу лестницы, там же где сейчас находятся и многие из тех, кто читает эту статью. За полтора года она поднялась до десятой ступени и не останавливаясь идет в верх. Студия, мастер-классы, книги, занятия, фильмы, анализ — это далеко не полный список ежедневной работы человека, который хотел учиться в самом престижном вузе и сейчас является студентом мастерской Абдрашитова.

Очень хочется, чтобы вы услышали: никто, кроме Вас самих не поможет  вам поступить и в последствии стать режиссером. Ни я, ни другие репетиторы. Вы должны сами этого захотеть. Если вы можете работать над собой самостоятельно, нам, педагогам, в радость указывать вам путь, светить путеводной звездой и помогать подниматься на особо крутые склоны. Но если ваш репетитор тащит вас за уши, все за вас делает самостоятельно. Если вы не преодолеваете себя сами — это путь в никуда. Режиссура — это преодоление и нахождение компромиссов. Здесь никто а вас ничего и никогда делать не будет.

Итак, следующие статьи были написаны абитуриентом после прохождения огня, воды и медных труб, в настоящем — студентом мастерской Абдрашитова. Слово Рите:

«Как поступить?

Этот вопрос являлся ключевым вопросом для меня последние два года. Этот вопрос, вероятно, является ключевым для всех тех, кто сейчас читает этот текст. Теперь я являюсь студентом режиссерского факультета и все равно не знаю ответ на этот вопрос.

Момент первый. Выбор мастера очень субъективен и эмоционален. И хоть ты тресни, то не поступишь, если ему не понравишься.

Момент второй. Многие люди в нашей мастерской почти ничего не делали, чтобы поступить. Многие — если бы не поступили, даже не расстроились и не удивились. Практика показывает, что тем кто Очень Хочет Поступить и „умрет, если его не возьмут“, мастера предлагают год-два погулять, а потом попробовать еще раз. К этому надо относиться проще.

Момент третий. Много работать стоит. Вдруг вы понравитесь мастеру, а вам не хватит баллов по егэ, или будут слабые истории, или вы не знаете кто стоит около ВГИКа…

Итак. Сейчас я попробую описать все то, что происходило со мной на вступительных и что делала я, чтобы поступить. Попасть во ВГИК сложно. Это не басня, не миф, и поступить просто, можно только при одном условии: если ты сын известного режиссера. Думаю сын известного режиссера сейчас это не читает. Поэтому я продолжу. Если вы читаете это хотя бы за год до своего поступления — вы молодцы. Значит, вы идете в правильном направлении и у вас есть все шансы чтобы поступить. Только верьте в себя.

Начну с начала.

Первый тур. 

Всем известно, что нужно написать шесть работ. Но что же в них писать и как писать — не совсем ясно.

К данному тексту я прилагаю свои работы. Но лучше читать их, после хотя бы предварительных своих, чтобы не получилось тупого копирования.

Писать надо всегда КОНКРЕТНО, ЗРИМО и ИНТЕРЕСНО.

Предлагаю написать это большими буквами над письменным столом и никогда об этом не забывать. Желательно и говорить так же. (Подробнее в статье „Как пишет режиссер“.)

Итак,

1. Краткая информация об абитуриенте.

Фамилия, имя, отчество (полностью). Почтовый адрес, e-mail, контактный телефон. Дата и место рождения. Образование. Место учебы на данный момент. Место работы и трудовой стаж. Семейное положение. Объем – 1 страница. 

Это — лишь информация. Надо понятно, честно, написать то, что вы хотели бы сказать мастеру. Что вы умеете делать, чем занимались в жизни и особенно в последнее время. Хобби, увлечения, любимые занятия. Все работы первого тура рассчитаны на умение показать себя, раскрыть все свои стороны. Не надо писать только положительное. И унижаться тоже не стоит. Кому нужен человек, который сам плохо о себе думает. Помните о золотой середине.

Главное, чтобы вас захотели снова увидеть, т.е. пригласить на второй тур. Чтобы пройти этот тур, надо быть интересным человеком, с которым есть о чем поговорить, поспорить. Будущему режиссеру эти качества уж никак не помешают)

2. Биографический очерк. ( + читать статью про „Биографический очерк“)

Чем обусловлен выбор профессии. Когда и в каком виде творческой деятельности себя пробовали. Объем – 1 страница. 

Тут дело обстоит гораздо сложнее. Для меня это была самая трудная работа.

С начала стоит придумать форму. Это ваша биография, но совсем не обязательно начинать с самого рождения, перечислять даты, школы — это НЕ интересно. Придумайте, как можно преподнести себя. В данном задании, кстати, приветствуются художественные образы, (но опять, не переборщите).

Это — несколько историй из вашей жизни, связанных в одно целое. Проверяется, как вы умеете увлечь читателя. Им интересно, как так вышло, что вы захотели стать режиссером. Какие поступки вы совершаете, о чем думаете, что вас волнует, что вам нравится, что не нравится, какие у вас ценности и так далее.

Быть может, некоторые из поступивших, скажут, что можно писать и по-другому. Но я писала свои работы по этим критериям, и только вы решаете прислушаться к ним, или сделать по своему.

На всех четырех турах придеться писать. Я тоже задавалась этим вопросом: „зачем режиссеру писать, если это делает сценарист?“. Теперь я скажу: режиссер, это человек который хочет что-то сказать миру и может выразить свои мысли. Если ты можешь сформулировать свою идею на бумаге, то ты и выказать ее сможешь. Это не обязательно должно быть твоей самой сильной стороной. Но уметь писать кратко и четко — ты обязан.

И, обязательно, надо написать почему ты выбрал эту профессию. Внятный ответ на этот вопрос  (а лучше несколько вариантов) должен быть всегда в голове. Об этом будут спрашивать не раз. Это бы я тоже посоветовала выписать на отдельный листочек. Пригодится не только на вступительных, но и лично для вас. Наконец-то побудите наедине с самим собой и обсудите действительно ли вам это надо и зачем.

3. Случай из жизни. ( + читать статью про „Случай из жизни“)

Рассказ на хорошо знакомом абитуриенту материале, случай из жизни, свидетелем или участником которого был автор. Необходимо подробно и „Зримо“ описать каждый эпизод. Объем – не более 3 страниц. 

Подпись тут на удивление довольно исчерпывающая. Повторюсь: это должно быть интересно. Должны присутствовать все элементы хорошего рассказа. Почитайте Чехова, Шукшина. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал. Интересный герой, антигерой, тайна, неожиданные повороты… (Советую прочесть Червинского „Как хорошо продать хороший сценарий“). Не обращайте внимание на название, это подойдет тем, кто никогда в своей жизни ничего серьезного не писал, и тем, кто не хочет течь по течению, а как-то структурировать свою писанину.

Для начала вспомните и запишите штук 10 историй, которые приключились с вами в ближайшее время. Дальше выберите самую интересную и зримо ее опишите. Главное, чтобы читатель увидел перед глазами все то, о чем вы рассказываете.

Нельзя забывать про идею и тему. Про конфликт. Про детали. (Если вы не знаете что значат эти слова, не беда, быть может вы прирожденный писатель и используете всё это, не задумываясь. Однако, вам стоит о них узнать, чтобы улучшить свои творения.)

Например, у меня в работе, мастер отметил понравившейся ему юмор, он даже несколько раз об этом сказал. Это уже к вопросу о собственном стиле, о том, какими способами вы будете „запоминаться“. Здорово, когда твоя работа чем-то выделяется и, особенно, нравится.

4. Фоторепортаж.( + читать статью про „Фотоочерк“)

5-10 кадров о каком-либо объекте, явлении или событии. (Техническое качество фотографий не учитывается). 

Что такое фоторепортаж? Это прежде всего история. Представьте, что это раскадровка вашей будущей короткометражки. 1 кадр — завязка, 2,3 — развитие действия, 4 — кульминация, 5 — развязка и 6 — финал. Тут важны все те же пункты, как при написании. Сначала придумайте/вспомните несколько историй, которые вас волнуют, не оставляют равнодушными. Потом берите фотоаппарат в руки и идите снимать. Темы могут быть самые разные. Социальные, обычно приветствуются. И о смысле тоже не стоит забывать. Все, что вы пишете, должно быть для чего-то, не просто так. Иначе — просто теряете время.

После того, как вы закончите снимать, вы уже будете знать, какой фотоочерк отправите на просмотр. Приятно, когда есть из чего выбрать. Тем более я почти уверенна, что пока будете делать первые три, поймете как нужно. Нельзя думать, что все получится с первого раза, а такой опыт пригодится и в учебе.

Главное — чтобы фотоочерк был понятным, читабельным и без подписей, и тем более, без ваших комментариев. А то был один поступающий, жаловался мне в коридоре, что он объяснял объяснял, а его фотоочерк так и не поняли. Покажите младшему брату: если он поймет, что там происходит, вы молодцы. Можно, конечно, подписать некоторые фотографии, если необходимо, четких правил тут нет. Делаете белую рамку и на ней пишете.  Только они не должны повторять то, что и так понятно, а раскрывают новый смысл. Как бы короткие ремарки. И еще их надо пронумеровать (не сзади, а тут же, на белой рамочке). Ваши работы будут читать разные люди и по несколько раз. Так что каждая должна быть с именем, фамилией, названием и номером.

5. Мой проект.

Замысел будущего короткометражного фильма, оригинальный или по материалу литературного произведения (Объем — не более 4 страниц). Может быть представлен как один из перечисленных вариантов:

1. Описание конфликта, характеров, ситуации;

2. Литературный сценарий;

3. Синопсис (последовательное изложение действия)

Сейчас скажу только про первый пункт, потому что именно так я писала свою работу и потому что не знаю, как писать второе и третье. Алгоритм таков:

1. Находим рассказ, который вы действительно хотели бы экранизировать.

2. Находим конфликт. Пишем: „Конфликт такой-то. Разрешается так-то.“

Не забываем про то, что мы пишем зримо и понятно.

3. Выписываем характеры, мотивы героев, их цели.

4. Обозначаем важные ситуации

Ничего страшного, ели это будет похоже на сухую справку, зато будет ясно, чего вы хотите и как это будет выглядеть на экране. Кино искусство грубое.

5. Объясните вашу идею. Зачем вы это будет снимать?

6. Почему именно этот рассказ вы для экранизации взяли? и так далее.

Этих пунктов можно придумать множество, но только после того, как будет понятно главное.

 

6. Мои предпочтения.

Чем Вы намереваетесь удерживать внимание зрителя. Объем — 1 страница

Это задание в этом году было впервые. Пусть вас не смущают слова, которые в данном контексте кажутся мне не соединимыми. Я тоже думала, что это совсем разные вещи: мои предпочтения и внимание зрителя. Эта работа — о жанре. Какое кино вам самим нравится? Ведь какой стиль нравится, в таком и снимать будете. Расскажите подробнее, почему именно этот жанр выбираете. Что в нем для вас имеет большой вес, что можно и опустить. Вообще все работы, это для вас, повод подумать над тем, чем вы будете заниматься после поступления. Это шанс. Вряд ли бы вы задумались об этом сами.

Можно привести пример кино или стиль какого-нибудь режиссера, который вам больше всего импонирует. И почему. Всегда нужна конкретика. Еще раз пересмотрите любимые фильмы, проанализируйте, какие способы в них режиссер придумывает, для удержания вас перед экраном. Понаблюдайте за реакцией человека, который смотрит захватывающее кино. Какие приемы так на него влияют? Потом сядьте и запишите все интересные моменты. Чем ответственнее будете подходить к заданиям первого тура, тем легче будет дальше. В следующей главе я расскажу как мне помогло это задание».

Итак, дорогие абитуриенты. В следующей главе Рита расскажет вам пр второй тур.  Я же предлагаю вам уже СЕЙЧАС начинать писать свои вступительные работы. Потом времени на них не будет. Если у вас остаются вопросы — вы всегда можете их задать. Или прочесть сайт artgang. ru В «Содержании» сайта вы можете найти много нового, интересного и полезного.

Не теряйте драгоценного времени, АлеКсандра Д

Добавить комментарий