Контролируй это!
Или как писать 10 000 слов в день.
Рейчел Аарон, автор фэнтези «Похититель душ» получила задание: написать новую книгу. Чтобы успеть к дедлайну, ей нужно было писать по четыре тысячи слов в день. Осложняло ситуацию то, что у девушки был маленький ребенок, и для создания текста ей приходилось выделять конкретное время на работу. Но, когда она приступила к написанию книги, то поняла, что не может заставить себя писать необходимое количество слов. Это весьма озадачило профессиональную писательницу. Как так, неужели она не может заставить себя работать?
Проанализировав ситуацию, Рейчел пришла к выводу, что ее подход неверен. Как и многие другие писатели, она расценивала создание текстов как нечто творческое, когда к этому стоило относиться как к обычной работе, которую ты делаешь каждый день.
На самом деле, это действительно то, что отличает любителя от профессионала. Еще мой мастер, Анатолий Степанов, говорил нам, что ждать вдохновения – это удел начинающих, а вот настоящие профи могут писать в любое время.
Рейчел пришла к схожим выводам и придумала весьма интересную систему для того, чтобы перейти из «творческого» настроения в рабочее. Ее методика базируется на трех аспектах: знание, время, энтузиазм. Выглядит это следующим образом:
Рассмотрим все пункты подробнее.
- Знания.
Перед тем, как садиться за текст, ты уже должен знать, что собираешься написать. Для Рейчел это стало настоящим открытием. Она, как и многие литераторы, предпочитала выдумывать историю на ходу и не знала, куда ее может завести сюжет.
Вы можете сказать, что для сценариста такой проблемы не существует. Перед тем как садиться за сценарий мы обычно уже написали логлайн, синопсис и поэпизодник, но все же, не всегда мы действительно знаем, о чем собираемся писать.
В поэпизоднике может значиться, например, следующее: Вася и Маша ругаются из-за сгоревшего ужина. То есть, мы примерно понимаем, что хотим сказать. Но здесь нет никакой конкретики. Мы позволяем своей мысли часами растекаться по древу и выдумывать хитросплетения сюжета. И получается, что вместо результата мы всего лишь бесконечно экспериментируем.
Рейчел три дня сидела над одной сценой (как знакомо, не правда ли?) и никак не могла ее написать. Когда ей это надоело, она села и попыталась представить себе сцену в малейших ее подробностях и сокращенно законспектировать ее на бумаге. Это действо заняло у нее всего пятнадцать минут. После, она села писать сцену – и закончила ее всего за полтора часа.
Никакой мистификации – просто точный расчет. Я часто говорю, что даже если у вас нет времени писать свои сценарии, вам никто не мешает думать о них в любую свободную минуту. Добавьте к этому короткий конспект – и ура, вы уже следуете методу Рейчел.
Писательница советует тратить десять минут каждый раз, перед тем как писать, на обдумывание и конспектирование сцены. В результате эти «несчастные» минуты помогут сэкономить целые часы.
- Время
Самое удивительное в писательском труде то, что мы точно не знаем, за сколько конкретно часов мы можем написать конкретное количество слов. Рейчел подумала, что это настоящее безумие. Ведь любой фрилансер точно знает, сколько времени он тратит на проект. А писатели – нет. Согласитесь, весьма странный подход к работе.
И Рейчел начала вести писательский дневник. Каждый день, когда она садилась за тексты, она записывала, в какое время начала, когда закончила и сколько слов написала. Два месяца она вела записи и затем проанализировала их.
Во-первых, она выяснила, что больше всего текста она пишет вне дома, где нет доступа к интернету. Без вай-фая она писала ровно в два раза больше : ) Во-вторых, чем дольше она писала, тем больше была количество слов в час. Весьма здравое наблюдение – всем свойственно глубже погружаться в работу на протяжении времени. Но тут главное не переборщить – 8 часов непрерывной писанины могут сломить любого.
Главное — понять, что все сугубо индивидуально. У каждого показатели будут разными, и поэтому я искренне рекомендую вам попробовать вести такой дневник. Например, раньше я наивно полагала, что прогулка с ноутбуком в парк позволяет мне не только отдохнуть на свежем воздухе, но и написать много текста. Оказалось же, что моя производительность в такие дни была минимальна. Лучше всего мне удается писать в ночной час накануне дедлайна (шучу).
Подобный анализ помог мне понять, сколько слов я могу написать в час. Теперь, когда я договариваюсь с редакторами по поводу работы, всегда могу сказать к какому сроку «железно» успею подать материал.
- Энтузиазм
Рейчел была на пути к успеху. Она достигла отметки в семь тысяч слов в день. Но как настоящий перфекционист, девушка не смогла остановиться на достигнутом – ей хотелось поднять планку до десять тысяч слов в день.
Пришло время снова подключить аналитику – и Рейчел выяснила, что наибольшее количество слов она пишет, когда приходит время заняться сценами, которые она всегда мечтала написать. Рейчел подумала: «А почему бы не сделать все сцены в моей книге такими?». И действительно – решение очень рациональное.
Некоторые сцены бывают очень нужны для сюжета, но они невероятно раздражают в процессе написания. И тут нам на помощь должна прийти фантазия и энтузиазм: вы просто обязаны сделать каждую сцену в вашей работе легендарной.
Рейчел придумала очень простой способ, как это сделать. Она проигрывала в голове каждую сцену и пыталась восхититься ею. Писательница старалась найти крутые повороты сюжета, интересные детали и необычные реплики, чтобы сцена заиграла новыми красками. Если же ничего не получалось, то она отказывалась от своей задумки.
Гениальное решение. Зачем вам скучные сцены в вашем хорошем сценарии? Совершенно незачем. И к тому же, плохие сцены портят все удовольствие от писательской работы.
При помощи самокритики и отличных аналитических способностей Рейчел смогла увеличить ежедневное количество слов до десяти тысяч в день. И самое главное, подобная оптимизация – вовсе не разовое мероприятие, она позволяет по-новому взглянуть на свою собственную работу и стать спокойнее и счастливее. Ведь когда есть результат, начинаешь действительно собой гордиться.