Драматургия: Ламара Карчава
Студия Режиссуры ArtGang
30 сентября 2014
Занятие 1: Движение и деталь в кино
[Драматургия] — лекция по 1 занятию:
«Движение и деталь в кино»
Что такое кинодраматургия?
Драматургия — это теория и искусство построения драматического произведения.
Кинодраматургия – это наука о законах построении сценариев и фильмов.
Научность этой дисциплины все время оспаривается, так как это творческая сфера деятельности, и здесь возможны все направления и любые точки зрения.
Но все же существуют определенные каноны, по которым строится любой фильм. И именно их изучением мы будем заниматься. Ведь чтобы нарушать правила, нужно их сначала узнать.
Что такое кино?
Кино – это движущиеся изображение.
Именно это отличает его от других видов искусств! Вспомним другие искусства, где главным является изображение. Фотография, живопись – там нет движения. Театр и балет – в нем есть движение, но нет изображения, то есть там участвуют живые люди. В итоге, главное, что мы должны понимать о кино – что это искусство движения.
6 видов движения в кино:
►Внутрикадровое — погони, драки, разрушения.
Например, пролет Люка в Звездных Войнах.
►Камеры – панорма, наезд отъезд, проезд и сложное движение камеры.
Например, бег Вероники на проводы Бориса в Летят Журавли.
►Пленки — рапид (32 кадра), цейтрафер (16), прерывистое движение пленки, обратное движение пленки и так далее.
Например, в Криминальном Чтиве, Винс не протыкал жене Босса грудину, а наоборот, отдергивал шприц, а потом пленку прокрутили в обратном направлении
►Времени
Реальное – когда время на экране и в зрительном зале совпадает.
Экранное – когда не совпадает.
Горизонтальное – можно посчитать (минута, день, месяц)
Вертикальное – вечное время (финал Зеркала, намек на бессмертие матери)
►Пространства (хронотоп)
Реальное — вслед за персонажем непрерывно в реальном времени,
Экранное — персонаж стоит обстановка меняется.
Горизонтальное – места меняются друг за другом
Вертикальное – движение духовного пространства (финал фильма «Дорога» Феллини)
►Сюжета – об этом мы поговорим позже.
Внутрикадровое движение
Кадр – изображение, ограниченное рамками экрана.
- «Он в кадре» — мы видим персонажа.
- «Он вне кадра» — персонаж участвует в сцене, но мы его прямо сейчас не видим.
- «Он за кадром» — если слышим голос, но он не участвует в данной сцене.
Виды планов
- Дальний – человек в поле
- Общий – человек во весь рост
- Средний – персонаж по пояс
- Крупный – лицо человека
- Сверхкрупный – часть тела человека
Как меняются планы в классическом фильме:
К зданию завода подъехала черная машина (дальний план).
В машине сидит человек в черном пальто, на глаза его надвинута шляпа (средний план). Это ГЕРОЙ. Герой вытащил из кармана пальто карманные часы и посмотрел на время (крупный план).
Без пяти минут полночь (сверхкрупный план) .
План и кадр это НЕ синонимы! В одном кадре может быть несколько планов.
Вероника бежит на проводы Бориса в Летят Журавли.
Все снято одним кадром, а планов – много!
Деталь
Деталь – это художественная выразительная подробность в произведении.
А в кино деталь это то, на что авторы фильма обращают внимание зрителя.
У деталей множество функций:
►Показ целого через его часть – способ не показывать предмет целиком.
Пример: чьи-то руки выстрелили в Мистера Бернса в Симпсонах.
Часто используется для того, чтобы создать атмосферу при убийстве или чтобы не показывать мертвое тело.
►Фабульная функция – влияет сюжет и повороты.
Пример: Белочка в Летят журавли.
►Смысловая – раскрывает смысл в целом, создает атмосферу.
Пример: Тревожные птицы в «Птицах» Хичкока.
Как правило, эта деталь повторяется МНОГО раз в фильме.
►Психологическая деталь.
Калина красная. Егор приехал к матери и надел черные очки, чтобы скрыть свои чувства.
►Деталь — метафора — перенесение свойств предмета с одного на другой.
Булочки танцуют в Золотой лихорадке.
►Аллегорическая деталь — умозрительная идея в предмете
Шапка Мономаха в Иване Грозном.
Как правило, такая деталь легко считывается на уровне подсознания. Остановившиеся часы, например, означают вечность.
►Деталь — символ — деталь выводит образ за пределы мыслимого.
Свеча в Ностальгии
Эту деталь сложно осознать, ей нельзя дать однозначное определение!
►И многофункциональная деталь, которая может вбирать в себя сразу несколько других функций.