Драматургия: Ламара Карчава
Студия Режиссуры ArtGang
26 октября 2014
Занятие 4: Композиция. Часть 1
[Драматургия] — лекция по 4 занятию:
«Композиция. Часть 1.»
Что такое композиция?
В общем смысле:
КОМПОЗИЦИЯ — это соединение частей произведения в единое целое.
В кино смысле:
КОМПОЗИЦИЯ — это деление фильма (сценария) на части,
их сопоставление между собой и их соединение в целое.
- Структурная композиция.
- Сюжетная композиция.
- Сюжетно-линейная композиция.
- Архитектоника.
Структурная композиция — это деление фильма на кадры, сцены и эпизоды.
Сюжетная композиция — деление фильма на части сюжета экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку, финал
Сюжетно-линейная композиция — деление сюжета фильма на сюжетные линии и лейтмотивы, их соотнесение и их соединение.
ЛЕЙТМОТИВ— детали, световые и цветовые акценты,
речевые и сюжетные обороты, музыкальные и шумовые моменты и т.д., повторяющиеся в фильме.
Архитектоника — деление фильма на глубинные смысловые части, их соотнесение между собой.
Архитектоника фильма «Андрей Рублев»:
I — Искушения.
II — Покаяние.
III — Восхождение.
Архитектоника в «Гарри Поттере»:
— Стать кем-то
— Укрепиться в этом
— Победить
Это справедливо для многих приключенческих картин, для вестернов, для американских фильмов.
Структурная композиция
кадр -> сцена -> эпизод
Кадр
КАДР – пространство, ограниченное рамками экрана.
Такое определение мы использовали раньше. Теперь же мы должны взглянуть на кадр не только с точки зрения того, что мы видим, но и с точки зрения того, как мы строим фильм.
КАДР — это часть фильма от соединения
с предыдущим кадром до соединения с последующим.
или
КАДР – это часть фильма от момента включения камеры,
до момента ее выключения.
Кадры в кино соединяются по средствам монажа.
МОНТАЖ — деление фильма на кадры,
их сопоставление и их соединение.
Монтажом занимаются на всех этапах кинопроизводства!
В сценарии – литературно. В режиссёрском сценарии кадры нумеруются.
При съемках так же кадры снимаются отдельно. И монтируются тоже отдельно.
Два способа соединения кадров:
- С. Эйзенштейн: монтаж — это столкновение рядом стоящих кадров.
- В. Пудовкин (а позднее и А. Тарковский): монтаж — это сцепление рядом стоящих кадров и их «перетекание» одного в другой.
Сцена
СЦЕНА— это часть фильма, состоящая из группы кадров
и отмеченная единством места, времени и действия.
единство места — единство времени — единство действия
Что-то изменилось – новая сцена.
Но бывают исключения.
►Девушка стоит в кадре. За ее спиной меняются времена года.
Действие остается, меняется время.
►Девушка стоит в кадре. За ее спиной меняются города и страны.
Действие остается, меняется место.
►Девушка стоит в кадре. За ее спиной меняются города и времена года.
Действие остается, меняется место и время.
Тогда правильное определение таково:
СЦЕНА — это часть сценария или фильма, отмеченная единством действия.
Действие! С изменением или перерывом в нем начинается новая сцена.
Свойства киносцены.
- многоточечность (с разных точек зрения)
- существование внутри сцены своей драматургии (не обязательно всей и сразу)
- драматургическая незавершенность: сцена в фильме может начаться с любого куска.
Сцены различаются
По уровню разработанности:
- развернутая сцена – содержит экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, несколько сюжетных поворотов, финал; их бывает 2-3 в фильме.
- фрагментарная сцена — именно они чаще всего бывают незавершенными;
- проходная сцена — в которой персонажи ходят или перемещаются. Привносит воздух в картину, убирает театральность.
- перебивка — маленькая сцена, перебивающая основную сцену, к которой после перебивки, мы обязательно возвращаемся;
Пример: В кадре антигерой пытается убить героиню. ПЕРЕБИВКА: Герой стучит в дверь и кричит, чтобы он оставил ее в покое. И мы снова видим, что антигерой пытается убить героиню. Маленькая вставка с героем – это и есть перебивка.
- параллельные сцены — чаще всего две или несколько равнозначных сцен, развивающихся параллельно, не один раз перебивающих друг друга.
Пример: Сцена с Мией и приемом наркотиков в Криминальном Чтиве.
- флэш (от англ. flash — вспышка) — быстрый монтаж коротких кадров; «фэш-бек»— быстрый монтаж кадров прошедшего в прошлом
«флэш-фьючерс» — что произойдет или что могло бы произойти в будущем.
По месту действия:
- павильонные — снятые в декорациях, выстроенных в павильоне;
- интерьерные — снятые в существующих помещениях;
- натурные — снятые на открытом воздухе (натура может быть декорированной).
Лучше чередовать павильон и натуру, тогда различия их не так заметны и в картине появляется воздух.
Способы соединения сцен.
Те же, что и при монтаже кадров:
- столкновение
- сцепление
ЭПИЗОД
Кадр -> сцена ->эпизод -> фильм
ЭПИЗОД— большая часть фильма, состоящая из ряда сцен,
внутренне драматургически завершенная и, вместе с тем, развивающая сюжет и идею фильма в целом.
Деление сценария и фильма на эпизоды исходит из традиции театра и литературы. Вспомните деления на актах в пьесах. Это и есть то, что мы сейчас называем эпизодами.
Чаще всего в полнометражной картине четыре эпизода, хотя бывает и три. У длинных фильмов – больше.
Свойства эпизода.
а) наличие группы сцен
б) смена мест действия внутри эпизода,
в) смена времен действия,
г) смена действий.
Исключение: Сидней Люметт «12 разгневанных мужчин».
Там почти все действие происходит в одном месте. Но фильм все равно разделен на эпизоды по драматургии.
д) драматургическая завершенность
Если эпизод не последний в фильме, он должен с одной стороны. Завершит драматургию своего кусочка, и сразу же зацепить интерес зрителя к кусочку следующему.
ж) соразмерность
Все эпизоды примерно одинаковы по своим размерам.
Виды эпизодов.
► а) пролог и эпилог
В них нет всего набора драматургических элементов. Не может же пролог содержать в себе и саму развязку!
►б) экспозиционный эпизод
Как правило, первый эпизод картины, в функцию которого входит представление персонажей и завязка.
►в) эпизоды развития
В них входят несколько серединных эпизодов, раскрывающих конфликт.
►г) финальный эпизод
Он включает в себя кульминационную сцену, развязку и финал.