Л4 Драматургия «Композиция. Часть 1»

Драматургия: Ламара Карчава
Студия Режиссуры ArtGang
26 октября 2014
Занятие 4: Композиция. Часть 1

[Драматургия] — лекция по 4 занятию:
«Композиция. Часть 1.»


Что такое композиция?

В общем смысле:

КОМПОЗИЦИЯ — это соединение частей произведения в единое целое.

В кино смысле:

КОМПОЗИЦИЯ — это деление фильма (сценария) на части,
их сопоставление между собой и их соединение в целое.


Виды композиции фильма:

  1. Структурная композиция.
  2. Сюжетная композиция.
  3. Сюжетно-линейная композиция.
  4. Архитектоника.

Структурная композиция — это деление фильма на кадры, сцены и эпизоды.

Сюжетная композиция — деление фильма на части сюжета экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку, финал

Сюжетно-линейная композиция — деление сюжета фильма на сюжетные линии и лейтмотивы, их соотнесение и их соединение.

ЛЕЙТМОТИВ— детали, световые и цветовые акценты,
речевые и сюжетные обороты, музыкальные и шумовые моменты и т.д., повторяющиеся в фильме. 

Архитектоника — деление фильма на глубинные смысловые части, их соотнесение между собой.

Архитектоника фильма «Андрей Рублев»:
I — Искушения.
II — Покаяние.
III — Восхождение.

Архитектоника в «Гарри Поттере»:
— Стать кем-то
— Укрепиться в этом
— Победить

Это справедливо для многих приключенческих картин, для вестернов, для американских фильмов.

Структурная композиция

кадр ->  сцена  ->  эпизод

Кадр

КАДР – пространство, ограниченное рамками экрана.

Такое определение мы использовали раньше. Теперь же мы должны взглянуть на кадр не только с точки зрения того, что мы видим, но и с точки зрения того, как мы строим фильм.

КАДР — это часть фильма от соединения
с предыдущим кадром до соединения с последующим.

или

КАДР – это часть фильма от момента включения камеры,
до момента ее выключения.

Кадры в кино соединяются по средствам монажа.

МОНТАЖ — деление фильма на кадры,
их сопоставление и их соединение.
Монтажом занимаются на всех этапах кинопроизводства!

В сценарии – литературно. В режиссёрском сценарии кадры нумеруются.
При съемках так же кадры снимаются отдельно. И монтируются тоже отдельно.

Два способа соединения кадров: 

  • С. Эйзенштейн:     монтаж — это столкновение рядом стоящих кадров.
  • В. Пудовкин (а позднее и А. Тарковский):           монтаж — это сцепление рядом стоящих кадров и их «перетекание» одного в другой.

Сцена

СЦЕНА— это часть фильма, состоящая из группы кадров
и отмеченная единством места, времени и действия.
единство места  — единство времени — единство действия

Что-то изменилось – новая сцена.

Но бывают исключения.

►Девушка стоит в кадре. За ее спиной меняются времена года.
Действие остается, меняется время.

►Девушка стоит в кадре. За ее спиной меняются города и страны.
Действие остается, меняется место.

►Девушка стоит в кадре. За ее спиной меняются города и времена года.
Действие остается, меняется место и время.

Тогда правильное определение таково:

СЦЕНА — это часть сценария или фильма, отмеченная единством действия.
Действие! С изменением или перерывом в нем начинается новая сцена.

  Свойства киносцены.

  • многоточечность  (с разных точек зрения)
  • существование внутри сцены своей драматургии (не обязательно всей и сразу)
  • драматургическая незавершенность: сцена в фильме может начаться с любого куска.

Сцены различаются

По уровню разработанности:

  • развернутая сцена – содержит экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, несколько сюжетных поворотов, финал;  их бывает 2-3 в фильме.
  • фрагментарная сцена — именно они чаще всего бывают незавершенными;
  • проходная сцена — в которой персонажи ходят или перемещаются. Привносит воздух в картину, убирает театральность.
  • перебивка — маленькая сцена, перебивающая основную сцену, к которой после перебивки, мы обязательно возвращаемся;

Пример: В кадре антигерой пытается убить героиню. ПЕРЕБИВКА: Герой стучит в дверь и кричит, чтобы он оставил ее в покое.  И мы снова видим, что антигерой пытается убить героиню. Маленькая вставка с героем – это и есть перебивка. 

  • параллельные сцены — чаще всего две или несколько равнозначных сцен, развивающихся параллельно, не один раз перебивающих друг друга.

Пример: Сцена с Мией и приемом наркотиков в Криминальном Чтиве. 

  • флэш (от англ. flash — вспышка) — быстрый монтаж коротких кадров; «фэш-бек»— быстрый монтаж кадров прошедшего в прошлом

«флэш-фьючерс» — что произойдет или что могло бы произойти в будущем.

По месту действия:

  • павильонные — снятые в декорациях, выстроенных в павильоне;
  • интерьерные — снятые в существующих помещениях;
  • натурные — снятые на открытом воздухе (натура может быть декорированной).

Лучше чередовать павильон и натуру, тогда различия их не так заметны и в картине появляется воздух.

Способы соединения сцен.

Те же, что и при монтаже кадров:

  • столкновение
  • сцепление

ЭПИЗОД

Кадр -> сцена ->эпизод -> фильм

ЭПИЗОД— большая часть фильма, состоящая из ряда сцен,
внутренне драматургически завершенная и, вместе с тем, развивающая сюжет и идею фильма в целом.

Деление сценария и фильма на эпизоды исходит из традиции театра и литературы. Вспомните деления на актах в пьесах. Это и есть то, что мы сейчас называем эпизодами.

Чаще всего в полнометражной картине четыре эпизода, хотя бывает и три. У длинных фильмов – больше.

Свойства эпизода.

а) наличие группы сцен
б) смена мест действия внутри эпизода,
в) смена времен действия,
г) смена действий.
Исключение: Сидней Люметт «12 разгневанных мужчин».
Там почти все действие происходит в одном месте. Но фильм все равно разделен на эпизоды по драматургии.

д) драматургическая завершенность
Если эпизод не последний в фильме, он должен с одной стороны. Завершит драматургию своего кусочка, и сразу же зацепить интерес зрителя к кусочку следующему.
ж) соразмерность
Все эпизоды примерно одинаковы по своим размерам.

Виды эпизодов.

► а) пролог и эпилог
В них нет всего набора драматургических элементов. Не может же пролог содержать в себе и саму развязку!

►б) экспозиционный эпизод
Как правило, первый эпизод картины, в функцию которого входит представление персонажей  и завязка.

►в) эпизоды развития
В них входят несколько серединных эпизодов, раскрывающих конфликт.

►г) финальный эпизод
Он включает в себя кульминационную сцену, развязку и финал.

Все лекции студии ArtGang по Драматургии

Ламара Карчава. Драматургия.
Студия Режиссуры ArtGang

Добавить комментарий