Драматургия: Ламара Карчава
Студия Режиссуры ArtGang
02 декабря 2014
Занятие 8: Действие
[Драматургия] — лекция по 8 занятию:
«Действие»
Что такое действие
Самая маленькая, неделимая часть сюжета называется действием.
Конечно, все, что окружает нас, так или иначе, действует. Машины едут, колеса крутятся и так далее. Но можно ли это действие считать настоящим кинематографическим, сюжетным действием?
Не смотря на то, что многие фильмы, например, картины Чаплина или современные фильмы жанра экшен построены на непрерывном движении, это, скорее, просто монтаж аттракционов, чем настоящее сюжетное действие.
Действия — выраженные внешне движения чувств,
мыслей, представлений, желаний, отношений,
стремлений персонажей и авторов фильма.
Виды действий
Действия бывают:
- внешние
- прямые
- отложенные
- ритуальные
- внутренние
- открытые
- скрытые
- бездействие
Внешние действия всегда выражаются в поступках персонажей.
Виды внешних действий:
- Прямое действие логично мыслям и чувствам персонажа, зависит от него, и не таит в себе никакого подтекста.
Кабирия продает свой дом, чтобы жить вместе с любимым.
- Отложенное действие это действие, которое мы предвосхищаем.
Забытые часы в Криминальном Чтиве.
- Ритуальное действие – самое сложное из всех видов действий. Это своеобразный ритуал, который герой делает снова и снова.
М, убийца – напевает арию из Пер Гюнт, в замке Горного Короля.
Внутренние действия — это движения психологические, душевные.
Они выражаются через монолог, внутренний голос и подтекст.
Подтекст — «подспудный, неявный смысл,
не совпадающий с прямым смыслом происходящего.
Как сделать хороший подтекст?
Деталями, лейтмотивами, атмосферой действия, паузами или особым построением реплик — их незаконченностью: повторами одной и той же, как бы ничего не значащей фразы.
Виды внутренних действий:
- Прямые действия – то есть действия, легко читаемые для зрителя.
Внутренний диалог в Бойцовском Клубе.
- Скрытые действия – долгое время ничего не происходит, а потом совершается внезапное событие.
Ночи Кабирии – желание Оскара ограбить и убить Кабирию.
- Бездействие – иногда недействование это тоже форма действия.
Мани не решается зайти в магазин в Беги, Лола, Беги.
Длительность действий
Сколько же должно продолжаться действие на экране, чтобы зритель успел прочувствовать все тонкости драматургии? Это очень сложный вопрос.
Обычно, действие останавливается тогда, когда все уже сказано, и продолжение действия ничего нового зрителю не принесет.
Возьмем для примера фильм «Беги, Лола, беги». Представим, что финальный бег героини к Мани будет продолжаться не 20 секунд, а 40. Что тогда произойдет?
Действие будет слишком затянуто, и одинаковые кадры будут вызывать раздражение, так как, все уже сказано. Поэтому очень важно чувствовать темп течения времени в сценарии и в фильме.
Повторение одинаковых действии или долгое бездействие
негативно влияет на зрительское восприятие!
«Монтаж» действия
Часто бывает так, что какая-то часть действий словно «опускается» . Например, Титанике, когда Роза осталась одна, и свистит в свисток.
Мы не видим, как к ней подходит шлюпка, но в следующем кадре она уже в ложке, обмотанная в плед.
Чтобы написать правильное «монтажное» действие, нужно проиграть его в своей голове, и вписать предпосылки к этому действию в предыдущую сцену. В Титанике, Роза свистит в свисток, чтобы позвать на помощь. Вдали виднеются фонари – это предпосылка к тому, что ее найдут.
Главное, не забывать о том, что сцена должна присутствовать в вашей голове и складываться в разуме зрителей/читателей. Только тогда может быть доступен правильный «монтаж» действия.