Тело актера — это колодец,
в котором жизненные впечатления накапливаются
и потом извлекаются, когда нужно.
Симона Синьоре
Как и обещала в этой статье попытаюсь максимально полно раскрыть чем образ мысли актера отличается от обычного человека.
(Те, кто еще не читал это вступление — прежде чем читать дальше: прочтите эту статью и попробуйте Самостоятельно ответить на поставленный вопрос! А потом продолжайте читение, конечно же!)))
Что такое Актёрское мышление и Актёрский образ Мысли?
Ведь именно это и стало обоснованием моей системы, которая утверждает, что научить играть (в моем лексиконе играть равно переживать по К.С.) можно любого человека.
Мне в равной степени привили любовь и к К.С. Станиславскому (дальше могу сокращать до К.С.), и к М. Чехову (дальше просто Чехову). Я не могу в полной степени согласиться ни с одним, ни с другим. Хотя моя система и подход в равной степени основывается, на доказанных ими, постулатах.
К.С. считает, что главными и неотъемлемыми качествами актера являются эмоциональная память и чувство правды.
Чехов же утверждает тоже про фантазию и воображение.
Не спорю, что без любого из этих компонентов сложно, но так или иначе возможно. Что же выделяю я? Раскрою свою логическую цепочку.
Станиславский говорит: «…театр есть искусство отражать жизнь». Я, как человек на сто процентов верный искусству переживания и представления (термины из К.С. «Работа актера…»), полностью соглашаюсь.
Но тут же возникает вопрос: откуда актер должен брать эту самую жизнь!? Как наполнить свою эмоциональную память и воспитать свое чувство правды?
Чехов утверждает: «Образы фантазии живут самостоятельной жизнью», но при этом откуда начинается эта жизнь?
«Что возникает из тьмы перед вашим внутренним взором? Лица людей, встреченных вами сегодня». Именно. И только потом начинается свободное творчество.
Основа актерского мышления.
Помните ли вы, весь свой вчерашний день? А позавчерашний? А что было неделю назад? Месяц?
Для этих гениев было непостижимым, что обычный человек мало что помнит из сегодняшнего дня, не говоря уже о прошедших. Сегодня близкий мне человек сказал мне, что я не права, когда я высказала эту мысль, но продолжаю утверждать. Большинство людей — стадо и снобы. Почему?
Потому что у них нет никакого отношения к жизни. Наш мозг устроен так, что он запоминает только особое. Конечно, если вы увидели в метро сто одинаковых лиц, вы не запомните ни одного, но если каждое из них было особым и вызвало у вас какое-то отношения, то вы его вспомните.
Так учат детей запоминать подряд названные десять слов. Им говорят: проиллюстрируй каждое и попробуй связать в историю. Запоминают! Как доказывает практика, раз этим пользуются уже столько десятилетий, значит это эффективно.
Актер — человек, которому предстоит сделать десятки ролей и каждую наполнит таким объемом жизненного материала, каким наполнена душа каждого обычного живого человека. Иначе персонажа не оживить. Откуда же взять СТОЛЬКО материала? Все вокруг нас.
Обычный человек тратя на дорогу два-три часа в день в метро считает это время потраченным зря, человек же с актерским мышлением не потеряет ни секунды. Он будет наблюдать, он выжмет из каждого момента максимум. Он, как губка, будет впитывать манеры поведения, харАктерность (см К.С. «Работа актера…»), пластику, мимику, поведение во время общение, приспособления (см. К.С. «Работа актера…») во время взаимодействия и т.д.
И вот тогда его эмоциональная память будет всегда переполненной. Его воспоминания будут кристаллизоваться (см. К.С. «Работа актера»), объединяться в группы и подгруппы, он не будет помнить каждое наблюдение в отдельности, но сумма этих наблюдений и будет создавать его багаж, чтобы не исчерпать себя и не впасть в депрессию постоянно играя на сцене.
В чем же тут особый способ мышления спросите вы? Так вот, врожденные, талантливые актеры, делают это несознательно. Для них это жизненная потребность. Они могут даже не замечать, что постоянно наблюдают. Ведь чтобы наблюдать и запоминать, не нужно пялиться или разглядывать. Достаточно иметь ко всему какое-либо отношения. Как я описала выше, любой предмет, к которому у вас появится отношение, навсегда оставит след в вашей памяти.
У меня часто в метро бывает, что я вижу знакомое лицо. Я не знаю человека, но я точно знаю, что его видела. Иногда стоит вглядеться и, так часто бывает, лицо вызовет тоже отношение, что и в первый раз, когда его видела, тогда я могу даже вспомнить где и при каких обстоятельствах видела. Наверное поэтому меня всегда пугают «никакие» люди. Так бывает, что с ними даже по общавшись не можешь запомнить, на столько они обычные.
Один раз меня остановили, когда я гуляла, парень стал говорить, что занимался у меня в студии, называть другие ничего не значащие имена и т.д. Но я никак не могла его вспомнить, я покраснела и замялась, что со мной бывает крайне редко, и тут он описал друга, вместе с которым приходил, я вспомнила его по одному описанию, а так же припомнила, что с ним был и этот парень.
Если продолжать тему отношения к предмету, то тут очень важно, что у людей с таким типом мышления, оно не сознательно. Сегодня поздно вечером прогуливаясь с другом до дома, спрашиваю его, что он думает о только что обогнавшей нас парочке. Он смог ответить лишь то, что они безопасны… Мда. Я расстроилась.
А что было на самом деле?
Было темно, я не видела их лиц, да и прошли они достаточно быстро мимо, но мое отношение было куда обширнее: Парень был одет в ярко синюю куртку, коричневые джинсы и красную шапку — «безвкусица» осталось у меня в голове, так же в руках у него была сумка — «женская», подумала я. Девушка была одета в белую куртку, без каблуков, на не был капюшон, а поверх него на шее был закручен красивый платок с народными рисунками — «первый раз вижу, чтобы так носили, обычно шарфами и платками закрывают горло, а на завязывают капюшоны». Они говорили про институт, я так решила из обрывка фразы, шли рядом, но не под руку, вскоре повернули во двор, при этом оба знали куда идти. Он либо неудачный метросексуал, либо гей (а еще на нем были очень модные очки). Почему они вместе? Он либо за ней ухаживает и провожает до дома, если не гей, либо они брат и сестра (в округе институтов нет, так что совпадение, что одногрупники живут в одном доме, маловероятно), либо это «подружка» гей идет в гости, но этот вариант подходит хуже, так как они торопились и было поздно.
Все эти мысли и выкладки промелькнули у меня в голове совершенно неосознанно и мне было не просто все их восстановить и записать. Все это прошло за секунды. Когда для других людей, эта пара такая же как и другие.
Поэтому я выделяю как главное качество, которое должен развить в себе человек, желающий играть, — внимание.
Внимание, как цепкость к жизни.
Умение видеть жизнь.
Именно на таком творческом внимании и построено актерское мышление.
Что делать?
Если вы хотите стать актёром (и Режиссеом в том числе!!!) — обязательно развивайте в себе этот навык. Наблюдательность + анализ + память.
В ближайшее время опубликуем задание для развития навыка! Подписывайтесь и не пропустите)
Ждем ваших комментариев
Наблюдайте и запоминайте! =) Евгения Дин