«Если не знать истории,
то не будешь знать как с ней бороться в будущем».
Александр Каргин-Уткин
Существуют две очень известных фразы, истоки и историю которых нужно знать любому человеку искусства.
Очень надеюсь, что этот краткий экскурс будет вам полезен в настоящем и будущем. Ведь одна фраза — это ваша образованность, а вторая — это развитие вашего дела)
Что за странные слова!?
«Не верю!» и «Театр начинается с вешалки».
«Не верю!» Станиславского
Думаете это его садистские наклонности и высокие требования? Как бы не так!
Хотя, скажу я вам, Станиславский был далеко не мягко сердечным режссёром.
«Не верю!» было для К.С. лишь как индикатор искусства переживания, цель которого в первую очередь достучаться и заразить зрителя, полностью эмоционально подключить его к происходящему в спектаклю. Хотя сам К.С. не оставил подробного объяснения, его ученик Н.М. Горчаков — так же прекрасный режиссер и автор книг о Станиславском и Вахтангове, как и многих других, описал отношение К.С. к его «Не верю!». Привожу цитату из Горчакова «Режиссерское уроки Станиславского»:
«Теперь о моем обычном замечании: «не верю!»
Прежде всего я хотел бы, чтобы вы все поняли, что я его произношу не от своего лица, не от сверхтребовательного уха и глаза режиссера или от какого-то режиссерского каприза (я знаю, что и в этом меня обвиняют), а только от лица зрителя (подчеркивает интонацией К. О). От лица того простого зрителя двадцатого спектакля, которого я всегда ощущаю присутствующим рядом со мной на всех репетициях, в каком бы помещении они ни происходили.
Если я как самый обыкновенный зритель двадцатого или тридцатого спектакля (не зритель премьеры и не зритель генеральных репетиций для «пап и мам») не верю в то, что происходит передо мной на сцене, в то, что говорит актер, как он относится к тому или иному событию, как он переживает тот или иной момент по роли, то только в этом случае я от имени моего соседа-зрителя бросаю вам, как режиссер реплику: «не верю!»»
Дальше К.С. продолжает объяснение, чем именно так страшно то, что обычный зритель не верит актеру:
«Поймите, что я в эту минуту отмечаю в ваших мыслях, действиях и чувствах актера не какие-либо особенные, трудноуловимые тонкости актерской игры, а самые простые ошибки в логике вашего поведения на сцене или в логике ваших внутренних ощущений и отношений к определенному событию пьесы.
Принимайте мое «не верю» спокойно, делово… доверчиво!
Прошу прощения за плохой каламбур!»
То есть «Не верю!» Станиславского, это не клеймо плохой игры, а простые ошибки, так сказатьдырки в игре актера, где он внутренне не доработал, не заполнил нужным образом роль. Поэтому характер этого высказывания вовсе не оскорбителен.
Актер должен быть благодарен, если его режиссер может видеть такие «простые» дырки в игре. Ведь только «Не верю!» поможет ему сделать игру чистой и достигающей душу зрителя.
Проще говоря, если режиссёр может видеть эти дырки, фальш, нелогичность — он может вам об этом сообщить, а вы — исправить.
Только так так можно достигнуть профессионализма!
«Театр начинается с вешалки»
Вообще эта фраза скорее относится и не к Станиславскому, а к Немировичу-Данченко. Ведь именно Немирович-Данченко совместно с К.С. ввели в МХТ культуру поведения в театре.
Раньше в театре не раздевались, можно было есть в зале и соблюдение тишины вовсе не являлось обязательным правилом. В театр приходили общаться, показывать себя друг другу.
Условия для актеров так же был на очень низком уровне: закулисные помещения были общими, не было отдельных гримерных, мест для подготовки к выходу и т.д.
Первое время Немировичу-Данченко приходилось лично перед спектаклем выходить на сцену и просить у зрителей убрать семечки и отнестись с уважением к актерам.
Поэтому фраза «театр начинается с вешалки» означает высокую культуру театра, что театр — храм искусства.
А вы об этом знали? Как вы думали раньше? Как до этой статьи вы относились к этим фразам?
Изучайте историю, это фантастика!) АлеКсандра Д. ; Евгения Дин