Л1 Режиссура. Введение

Режиссура: Александра Давыдова
Студия Режиссуры ArtGang
2014
Занятие 1: введение

Контрольные вопросы:

Кто такой режиссер и какими качествами он обладает?
Какие функции выполняет и какие ставит перед собой задачи?
Что такое командность?

Команда

Ансамблевость: слово «ансамбль» латинского symplegas — «сцепление, сплетение». Этим термином Константин Сергеевич называл композиционное и художественное единство спектакля. Для нас совершенно очевидно, что в спектакле актеры, а точнее их герои находятся во взаимодействии, вовремя включается свет и звук, которые создают или подчеркивают атмосферу, есть декорации, которые помогают лучше вникнуть в суть постановки, бутафория и костюмы всегда имеют значение. В кинематографе, в ансамбле находятся не только актеры, декорации, реквизит и проч. – вся съемочная, административная группа постоянно находятся во взаимодействии. Все вышеназванные художественные средства работают на идею постановки, чтобы лучше и глубже донести ее до зрителя.

Три слова об ансамблевости: http://artgang.ru/85-seriya-statej-rezhisser-i-akter-1.html

Режиссер, командообразование: http://artgang.ru/kakie-funkcii-dolzhen-vypolnyat-rezhisser.html

Командность: команда – группа людей, находящихся в постоянном взаимодействии для достижения поставленной цели.  Для кино (и театра) очень важно, чтобы все члены команды работали слаженно и выполняли свои функции. Даже водитель – важный член команды на съемочной площадке.

 

Качества Режиссера 

Немирович-Данченко выделил основные функции режиссера:

Режиссер — толкователь
Режиссер — зеркало
Режиссер —  организатор. 

Режиссёрская профессия требует: развитой наблюдательности;  способности ассоциативно мыслить; творческого воображения; образного мышления.

Умение отражать на сценической площадке (фильме) явления, факты жизни. Режиссер воспринимает их, прежде всего в борьбе, в конфликте, как действенный процесс. При этом каждое жизненное впечатление у режиссёра обычно «перерабатывается» в образ.

Прим.: Метод действенного анализа полнее всего отражен в работах М.О.Кнебел, Г.А.Товстоногова, А.М.Поламишева. Метод действенного анализа позволяет перевести образы одного вида искусств (драматургии, литературы), в другой — язык сценического творчества. Язык действия.

Режиссер должен обладать незаурядными организаторскими способностями, поскольку организационные проблемы в процессе осуществления массового праздника порой становятся одним из решающих факторов.

Режиссер должен обладать психолого-педагогическими знаниями и умениями. Работа с людьми, а в особенности, с творческими, требует от режиссера особого дара. Он должен уметь найти разные приемы, чтобы «зажечь» исполнителей, вывести на поверхность то, что спрятано у них в глубине души, для создания сценического образа.

Кнебель:

«Иногда я предлагаю игру.
Каждый должен назвать одну из необходимых сторон режиссерской профессии. Первый студент называет что-то одно, второй повторяет сказанное первым и прибавляет к этому свое определение, третий повторяет сказанное первым и вторым, прибавляет свое, и так это длится до тех пор, пока не покажется, что перечень исчерпан. «Трудоспособность» — начинает один; «трудоспособность и воля» — продолжает второй; «трудоспособность, воля и ум» — подхватывает третий; «трудоспособность, воля, ум и воображение» — говорит четвертый. Появляются «умение заражать актеров», «чувство актера», «организационные способности», «он должен быть психологом— уметь в людях видеть то, что не сразу бросается в глаза», «пространственное мышление», «способность к композиции», «эмоциональность», «темперамент», «музыкальность», «чувство ритма», «чувство коллективности», «чувство правды»… «Интеллигентность!» — со смехом завершают они свой список, потому что на первой встрече я им внушала, что режиссура — профессия интеллигентная и что я буду требовать от них интеллигентного отношения друг к другу, не буду прощать грубости и буду бороться с хамством в любом его проявлении».
Также, я выделяю: железная воля, харизма, человеколюбие (ведь мы снимаем исключительно о человеке),  целеустремленность, лидерские качества, многогранные знания, умение убеждать, умению «зажигать», умение поддерживать, умение «пресекать», умение не отчаиваться.

Перфекционизм.

Далее мы задаемся вопросом: все ли должен делать режиссер самостоятельно и вспоминаем фразу: режиссер – не вол, на себе все не тащит». Все члены команды должны выполнять свою работу и возложенные на них обязанности. Это налагает на режиссера ответственность самому всегда быть организованным, готовым к работе. Если актер еще может позволить себе прийти на площадку «не в духе», то у режиссера такого права – нет.

Дополнительно: 

Для самоанализа: http://artgang.ru/72-a-vy-kuda-spryatali-svoj-isklyuchitelnyj-talant.html

Ошибки начинающих режиссеров: http://artgang.ru/20-oshibki-nachinayushhix-rezhisserov.html

Вопросы для тех, кто собирается поступать: http://artgang.ru/gde-uchitsya-na-rezhissera.html

Режиссура
Студия Режиссуры ArtGang

Добавить комментарий