№ 85 Серия статей «Режиссер и Актер»-1

«Односторонность и ошибочность индивидуальных мнений
покоится главным образом на том,
что каждый человек
принужден обобщать свой личный несовершенный опыт».
Вильгельм Виндельбанд.

Дорогие читатели! На страницах нашего блога «ArtGang» мы решили рассказать вам одно мнение о различиях и сходствах режиссерской и актерской профессии. Какое именно мнение?) Надеюсь вам уже интересно.

«Режиссер и Актер» — это будет серия статей, где Евгения поделиться с вами занимательными и точными мыслями о профессии, сопутствующих терминах и откроет одну маленькую тайну. Подписывайтесь на обновления и следите за выходом новых статей этой цепочки.

Режиссер и актер
Актер и режиссер во времени; почему режиссер-творец; что есть ансамблевость?

Данная статья, дорогой читатель, не претендует на какую-либо истинность и неоспоримость, а лишь раскрывает мое личное субъективное мнение о различиях и сходствах актерской и режиссерской профессий.

Попробую раскрыть вам, на чем я основывалась, составляя мнение, которое опишу в следующей статье.

Сколько лет актерской и режиссерской профессии?

Во-первых, важно заметить, что актерское мастерство вышло из самой человеческой природы. Еще до появления речи люди общались жестами, пантомимой и т.д.,  это можно рассматривать, как прямые предпосылки актерского мастерства.
Если же говорить о сознательном представлении, то оно появилось в Древней Греции еще в IV веке до нашей эры. То есть опыт «актерсва» уже около двадцати шести веков.
А когда появилась режиссура в современном понимании этого слова?
Все творческие элементы режиссуры пришли в театр, а затем и в кино только с К.С. Станиславским в конце XIX века. Все прошлые века режиссер был лишь организатором: следил за своевременность репетиций, спектаклей и т.д., проверял текст актеров, организовывал выступления, то есть выполнял менеджерские функции.
Таким образом, мировой опыт режиссуры только чуть больше века. Как вы можете посчитать, разница между этими профессиями двадцать пять веков.

Не просто режиссер, а режиссер-творец?

Во втором пункте нужно назвать причину, почему собственно приходит режиссер-творец. Это связанно с новым пониманием постановки спектакля внесенное Станиславским. Он вводит термин – «ансамблевость».
Слово «ансамбль» латинского symplegas — «сцепление, сплетение». Этим термином Константин Сергеевич называл композиционное и художественное единство спектакля. Для нас совершенно очевидно, что в спектакли актеры, а точнее их герои находятся во взаимодействии, вовремя включается свет и звук, которые создают или подчеркивают атмосферу, есть декорации, которые помогают лучше вникнуть в суть постановки, бутафория и костюмы тоже что-то значат. Все вышеназванные художественные средства работают на идею постановки, чтобы лучше и глубже донести ее до зрителя.
Однако до Станиславского все было не так: актеры каждый сам по себе простраивали роли, поэтому часто бывали нелогичные дилогии и реакции, декорация, костюм, бутафория не имели глубокого смысла и часто были слабо связаны с игрой актеров, а свет и звук использовались только при необходимости, а не как средство выразительности.

Ансамблевость:?

Итак, появляется ансамблевость, а при чем тут режиссер, спросите вы? И это будет хороший вопрос.
Но прежде чем на него отвечу я, хотелось бы услышать ваши предположения.
Сделаю еще одну подсказку: «В изобразительном искусстве, в самом широком смысле, ансамбль — концептуальное выражение свойства… взаимного согласия многих разнородных тем, форм, мотивов, имеющих и свое самостоятельное значение. Формальный аспект явления ансамблевости — гармония (греч. harmonia — «согласие»)» Словарь изобразительного искусства.

Так что такое ансамблевость? Вы знаете ответ на этот вопрос?

Добавить комментарий