№ 86 Должен ли Режиссёр вмешиваться в режиссуру Актёра над его ролью?

Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
Лев Николаевич Толстой

Здравствуйте дорогие Режиссёры и Актёры. Сегодня мы продолжим Серию статей «Режиссер и Актер», о которой говорили в прошлый раз.

 

Главная тема Серии — одно мнение о различиях и сходствах режиссерской и актерской профессии, которое мы держим в тайне) Это тайное мнение мы не раскроем о самого конца, даже не просите.

Кстати, просто удивительно как здорово вливаются в рабочий процесс режиссеры из студии «ArtGang». Процесс осмысления и понимания КАК совершить этот «подсказ» ( то о чем сегодня пойдет речь), прошел у ребят с переменным успехом. Еще бы, сразу и не поймешь как направить дело в нужное русло, некоторые не хотели тратить на это время, да и просто оказалось не так-то просто выполнить сию рекомендацию. Впрочем… Так захотелось поделиться с вами нашими новостями, но поехали дальше)))

Итак, мы уже поговорили о возрасте заявленных профессий, коснулись темы «творца» и задали вам один интересный вопрос: «Что такое ансамблевость?» В комментариях вы оказались правыми, за что огромное вам спасибо ;) Вы готовы получить ответы и задаться новыми интересными вопросами  о ваших профессиях?

Серия статей «Режиссер и Актер»-2

Отвечая на вопрос прошлой статьи,  соглашусь с комментарием, что ансамблевость – это в первую очередь синтез художественных средств, то есть: слаженной актерской игры (ансамбля), поддержания атмосферы светом, звуком, декорациями, костюмом, бутафорией, работа всех этих элементов на одно задачу спектакля(фильма) и в одном художественном методе.

Станиславский писал: « Я убедился, что в хаосе не может быть искусства. Искусство — порядок, стройность… Важно, чтобы создания единого художника или художественного коллектива сцены были цельны и закончены, гармоничны и стройны, чтоб все участники и творцы спектакля подчинялись одной общей творческой цели. […]
Ответственность за этот ансамбль, за художественную цельность и выразительность спектакля лежит на режиссере[…]
Нас любят в тех пьесах, где у нас есть четкая, интересная сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие. В этом  содержится все: здесь и ансамбль, здесь и хороший актер, и понимание произведения».

Какое это имеет отношение к режиссуре?

Все предельно просто. Кто определяет световую партитуру? Светорежиссер. Но исходя из каких соображений? Кто определяет звуковое сопровождение? Звукорежиссер. Но на чем он основывается? Кто придумывает декорации? Художник. Но что направляет его вымысел?

Представьте, что каждый из этих мастеров будет строить свою отрасль по своему собственному пониманию. Что же тогда выйдет из спектакля? Надеюсь, что представив эту картину любой, мало-мальски разбирающийся в искусстве человек, ужаснется. Именно поэтому у спектакля есть режиссер. Он как дирижер в оркестре: объединяет мастеров высочайшего уровня вместе для создания стройного звучания.

А как актер работает над своей ролью?
Он придумывает и простраивает множество элементов воображаемого человека-героя. Что будет, если характер героя не будет согласован с его внешним поведением, а манера речи будет противоречить социальному положению. Сможет ли тогда зритель, при несогласованности элементов роли, понять общую задумку спектакля? Естественно нет. Только стройность логики в человеке-герое приводит к пониманию его действий и мотивов зрителем.

Разве может режиссер или художник или продюсер (да кто угодно еще!) продумать это за актера?
Тут мнения различных деятелей культуры расходятся. Есть режиссеры-кукловоды, которые считают, что можно думать за актера. Их мне всегда хочется спросить: «А чувствовать за актера на сцене тоже будете вы?»

Так В.И. Немирович-Данченко писал: «Надо действия персонажа сделать своими действиями, так как только своими действиями можно жить искренне и правдиво. Для этого необходимо выполнять их от себя». Как же актер может пойти от себя, когда логику героя он не нашел в себе, не вывел исходя из своего жизненного опыта, а получил уже готовый, навязанный ответ!?

Если мы говорим о реалистическом театре, о театре Станиславского, театре переживания, то актер – на 100% режиссер своей роли. Он собирает множество психофизических элементов роли в единое целое – в гармоничный ансамбль, так же как режиссер, собирает всех актеров и другие средства художественной выразительности в ансамбль спектакля.

Но может ли …

Ну вот, скажете вы, опять вы не озвучили вашего «загадочного мнения». Да-да-да) Читайте нас дальше и узнаете его. А пока ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ вопросы. Сумеете ли Вы на них ответить?

Но может и должен ли режиссер вмешиваться в режиссура актера над его ролью? Или достаточно только задать общее направление актеру? А может лучше предоставить актеру свободу творчества? И если режиссер должен вмешиваться в процесс творчества актера, то как? Какие вы знаете или предполагаете методы?

Ждем ваших ответов) Спасибо что вы с нами. А до Нового Года осталось 25 дней, вы уже купили подарки друзьям-режиссерам?

С Уважением, Евгения Дин

К теме поста «Режиссер и Актер» замечательное видео. Если честно у меня всегда сердце замирает, когда я его слышу.
К.С.Станиславский. Репетиция спектакля «Тартюф» (1937)

Добавить комментарий