№82 Рассказ о том, как я поступал на Режиссуру

Yulia нашла один рассказ о поступлении. Смешной он или грустный — решать Вам.

Таланты истинны за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты;
Одни поддельные цветы дождя бояться.
И.А.Крылов басня «Цветы»

РАССКАЗ О ТОМ, КАК Я ПОСТУПАЛ НА РЕЖИССУРУ

На самом деле все это началось, еще за до-о-олго до настоящего времени… Это было лет десять назад. Когда моя, ныне покойная, тетушка – главный режиссер одного из местных театров, сказала мне: «Ре-бенок, ну что ты маешься? Ну, хочешь работать в театре – поступай на режиссуру…» Но тогда я еще был молодым жеребцом с красивым лицом. И ни кем кроме как артистом я быть не хотел… К тому же в то время для этого надо было ехать покорять великий город Москву…

Но прошли годы и вот!..

Март. Везде. В газетах, Интернете и по телевизору объявили, что в Новосибирском театраль-ном институте производиться набор на второе высшее образование на новый факультет РЕЖИССУ-РУ, все справки по телефону 22918512, Спросить Светлану Михайловну. Звоню в институт:

— Добрый день,

Голос в трубке: — Сколько Вам лет?

— Алло?

— Сколько Вам лет?

— Это театральный институт? Светлану Михайловну могу слышать?

— Я – Светлана Михайловна. Сколько Вам лет?

— Да какая разница сколько мне лет?!! – не выдержал я.

— Я еще раз спрашиваю, сколько Вам лет? Вы понимаете, что мы не берем, кого попало! У нас ограничения по возрасту!

— Если я скажу что мне тридцать, вы повесите трубку? – пауза, — Послушайте, я только хочу узнать. Слышал, что в этом году будет набор на второе высшее образование на режиссуру в Вашем институте. Какие условия?

— Какая режиссура?! У нас никогда ее не было и не будет! Где Вы это взяли там и спраши-вайте.

— ???.. Ну что ж извините…Всего доброго, до свидания, — я повесил трубку.

Беру газету. Читаю. Еще раз читаю. Потом снова читаю. И не верю своим глазам! «в Новоси-бирском театральном институте открывается новый факультет РЕЖИССУРА». М-да-а-а… Кризис! Ухи слышат одно, а глазы видют другое.

Но Светлане Михайловне больше звонить не стал.

Апрель. Попросил знакомых артистов, бывших выпускников театрального училища, по сво-им связям пробить: будет в этом году набор на режиссуру или нет.

Встретился с друзьями. Сказали, что действительно в этом году задумывается такой набор. Но надо самому сходить в институт и узнать все на месте… Ага! А вдруг в дверях меня встретит та самая Светлана Михайловна? Что тогда делать? Нет, не пойду.

Читаю Станиславского. Напоминает рассказы родителей об их детстве.

Кошмар! Зашел на сайт театрального института… «На первый тур допускаются все абиту-риенты, подавшие необходимые документы, а так же письменную режиссерскую экспликацию с описанием поставленного спектакля или замысла постановки». Но я ведь еще ничего не поставил! Кто бы меня пустил за режиссерский пульт? Я только собираюсь учиться. Ну да, были там капуст-ники, сценки, но ведь с этими «постановками» даже стыдно показываться…

Май. Съездил в театральный институт. Переговорил с председателем приемной комиссии. Оказывается все это полная ерунда с экспликацией-то! Татьяна Сергеевна – премиленькая девушка, мне все разъяснила, успокоила и дала «Правила приема на 2009/2010 учебный год». Там ни о какой экспликации и речи нет! Нужно только шесть фоток, диплом, паспорт и военное удостоверение.

Спросил про оплату. Татьяна Сергеевна заверила, что сейчас решается вопрос о бесплатном обучении, и возможно даже стипендию будут платить: полторы тысячи рублей. Вау!

Переспросил про возраст и образование. Татьяна Сергеевна и еще один мужичок меня заве-рили, что для режиссера, чем старше – тем лучше.

Читаю Станиславского. Начинает надоедать.

24 июня. Принес документы. Не взяли! Оказывается, у меня нет медицинской справки по форме 086. А где сказано, что она должна быть? Ни в Интернете, ни в «Правилах приема на 2009/2010 учебный год», выданных мне председателем приемной комиссии ничего такого нет! Но девушка из приемной комиссии протянула мне листок, где черным по белому было написано и о ме-дицинской справке и о… страшно даже сказать… и о том, что на режиссуру, обязательна, должна быть предоставлена режиссерская экспликация…

— Как?! Я в мае был у вас именно по поводу той самой экспликации, меня заверили, что она не нужна.

— Ничего не знаю. Вчера пришел проректор и сказал, что бы мы без экспликации документов на режиссуру не брали.

— То есть, я так понимаю, условия подачи документов у вас меняются каждый день и прямо во время работы приемной комиссии?- волосы на моей голове встали дыбом.

— Ну, ничего страшного. Те, кто не подал экспликацию сразу, те ее донесут до 15 июля.

На мои вопли возмущения вышла Татьяна Сергеевна:

— Ну что Вы так волнуетесь? От нас ничего не зависит. Вот пришел вчера начальник, сказал требовать экспликацию и все…

— Но ведь я в мае был у вас и спрашивал, нужна ли экспликация?.. Теперь, когда я ее буду пи-сать? Я больше месяца времени потерял?

— Что вы раздуваете проблему? Никто так не возмущается как вы! Кому бы мы не говорили, что нужна экспликация, все говорят: «хорошо принесу». Один Вы тут чем-то не довольны.

— Но ведь режиссерская экспликация – это работа не одного дня! Люди над этим месяцами ра-ботают! Или я чего-то не понимаю? Что по-вашему считается режиссерской экспликацией?! — уже бесился я. Из дверей смежных кабинетов стали высовываться головы, так понимаю здешних препо-давателей. Председатель приемной комиссии была невозмутима:

— Тот, кто собрался поступать на режиссуру тот должен знать, что это такое…

— Ну, хорошо! Я – бестолочь! Я не знаю, что такое режиссерская экспликация. Вы — человек знающий, так вразумите меня, что же это такое!?

— Вы хотите, что бы я Вам дала чужую экспликацию? Ну, Вы — наглец…Хорошо я переговорю с начальством, что можно с Вами сделать. Перезвоните в пятницу.

Я почувствовал себя полным ничтожеством, которое ворует чужие идеи. Но страшно мне ста-ло ни от этого, а оттого, что все это время я говорил и кричал в стенку. Либо я действительно пол-ный идиот, либо тут вообще никто не знает, что же за диковина такая – режиссерская экспликация и откуда она берется. С этими мыслями я потащился домой.

Да! Спросил про плату за обучение, та же Татьяна Сергеевна сказала, что плата будет мини-мальной… Уже минимальной?! Как не постоянна жизнь!

26 июня. Звоню в институт. Татьяну Сергеевну уже подбрасывает от меня. Спрашиваю:

— Добрый день, мне сказали перезвонить в пятницу…

— Ах… ну да…Я переговорила с начальником. Он сказал, экспликация пьесы обязательна и без нее документов не принимать, — ответила Татьяна Сергеевна.

— Как пьесы?! – опешил я, — А что оперу нельзя?

— Нет, оперу нельзя.

— Почему? Тут же у вас написано: «поставленного спектакля или замысла постановки»… Но я ведь мог и оперу задумать поставить.

— Потому что опера не является спектаклем…

Я не могу описать выражение моего лица, когда услышал такое. Моя нижняя челюсть еще никогда не отлетала так далеко от туловища. И это мне говорят в театральном институте!! Опера не есть спектакль??!!

Председателя приемной комиссии подкидывало от меня, а меня пугала мысль «Куда я иду?». Друзья – артисты успокоили меня, мол, приемная комиссия никакого отношения к учебному процес-су не имеет.

Читаю Товстоногова. Всплыли воспоминания о детстве. Детский сад. Завтрак. Манная каша. Холодная с комочками… Чувство то же: надо, но тошнит.

Понял, что Сверхзадача – это больше чем просто задача, а Сверх-сверхзадача – сверх Сверх-задачи. И еще что второй план это вовсе не то что все думают, а то, что все думают – это совсем не второй план. Бла-бла-бла…

15 июля. Последний день работы приемной комиссии. Как неохота никуда идти! И зачем я в это во все ввязался?? Оно мне это надо? Ну, нет! Я должен! Я обещал!!

В коридоре познакомился с ребятами из Кемерово. Они тоже хотели подавать документы на режиссуру, но у них не приняли, т.к. они еще слишком молоды (1991года рождения).

Подал документы. Заполнял заявление о приеме в институт, один из вопросов анкеты просто ошарашил меня: «Кто мои родители и кем они работают?» Неужели это так интересно? Или про-сто от этого прямым образом зависит, то поступлю я в институт или нет? Как могут повлиять про-фессии моих родственников на МОИ способности? То есть если я сирота, то нужно пойти и спрыг-нуть с моста? А если мои родители импресарио или продюсер, то можно через пять лет просто зайти в институт и забрать дипломом?? Простите, а для кого тогда существует Конституция РФ, типа мы все равны???

Кстати, а кто были по профессии родители Станиславского? Товстоногова? И т.д.?

Еще дали подписать какую-то бумажку… В ней черным по белому было написано, что мне дали ознакомиться с лицензией, уставом института и правилами приема на 2009/2010 учебный год. Глаза до сих пор продолжают хлопать. Клянусь! Ничего подобного не было! То есть, подписывая эту бумажку, я тем самым подписал свой приговор, в случае если нет лицензии или она просрочена или в течение пяти лет закончится ее срок?!

Теперь понятно, почему у них такие ограничения по возрасту. Не думаю, что молодые люди 17лет станут, так дотошно интересоваться, под чем они подписываются. Да если и по интересуешь-ся… Я ведь набрался наглости и перед тем как поставить свою подпись спросил правила приема… Девушка из приемной комиссии скривила лицо, но протянула мне бумажку аналогичную раннее вы-данной мне председателем приемной комиссии… Где не о медицинской справке по форме 086, ни о экспликации не было и речи. О лицензии и уставе я уже побоялся и заикаться. Чувствую, что моя пе-сенка спета! Я оказался непомерно любопытным и назойливым. Иными словами: просто юридически грамотным. И всех в этом заведении это очень раздражало.

Еще я узнал, что так как институт я закончил задолго до того как придумали ЕГЭ, то мне придется сдавать ЕГЭ дополнительно… Потому, что я не могу предоставить результат своих ЕГЭ… Начинаю сомневаться в своем рассудке. А ритмику за третий класс на ЕГЭ пересдать не надо?! Я же вроде на второе высшее иду…

Спросил про плату за обучение, девушка из приемной комиссии сказала, что плата будет 53 тысячи… Боюсь, если спрошу еще раз, то она станет 106тысяч рублей…

18июля. Консультация. Пол часа искал аудиторию. Видно, что в институте поменяли двери, а вот таблички повесить забыли. Подписаны только «Ж», «М» и «Приемная комиссия». И на том спа-сибо! Где эта аудитория № Р11, никто не знает. Охранник сказал, что в подвале. Думал – это шут-ка… Аудитория и вправду оказалась в подвале, нашел благодаря бывшим студентам.

Препод задерживается… Уже двадцать минут торчим под дверями в подвале…

Зашли в аудиторию №Р11. Последний раз ее проветривали в 1917 году. Одно оконце и то вы-ходит в приямок. В висках стучит:

«Сижу за оконцем в подвале сыром…

Вскормленный в неволе орел молодой…

Господи! Пять лет за что?! За что, Господи?!»

И скупая мужская слеза покинула глаз мой.

19июля. На консультации познакомился с детьми 17 и 18 лет. Ничего не понял! Когда они успели получить первое высшее образование???

Консультацию ведет режиссер из Барнаула Михаил Афанасьевич. Но это я уже потом дога-дался, сопоставил те 15 слов, которые удалось с него выдавить за два часа консультации. Вся кон-сультация заключалась в том, что мы (абитуриенты) рассказывали, кто мы и какая муха и за что нас укусила, что мы решили поступать на режиссуру. Вообще мужичонка он интересный, про себя ниче-го толком не сказал и на каждый наш вопрос отвечал очень мудро: «это к теме консультации не от-носится», «этого я даже своим студентам не говорю», «на этот вопрос я отвечать не буду» и т.п. И он будет у меня преподавать???!! Епт!!!

Впервые согласен с москвичами: «Провинция». Скажу даже больше: деревня Говнюкино!!! И здесь я собрался учиться??! За 53 тысячи в год??!!

Скучаю по своей профессуре, которая пять лет, учила меня на «Мостах»… Миленькие вы мои! Родненькие!!

20июля. Три часа дня. Первый тур. После дня окончания приема документов список посту-пающих увеличился еще на пять человек (нас стало 25человек). И как ни странно большей частью выпускниками данного института прошлого и нынешнего годов. Некоторые ребята продолжали «до-носить» свои экспликации, без которых документы ранее не принимались.

Зал до отказу забит нынешними студентами и выпускниками театрального института. Они пришли поболеть за своих друзей. У меня волосы на груди встали дыбом при виде ЭТИХ – будущих артистов… жертв «Камеди-clab» и «Дома-2». К сожалению НЕДОАКТЕРЫ города Новосибирска не имеют понятия, что такое этикет поведения, моральный облик и т.п. От собственного ржача, над вы-ступавшими, никто не слышал, что происходит на сцене…

Всем глубоко наплевать на то, что идет вступительный экзамен.

Приемная комиссия во главе с ректором шастает туда-сюда, будто на кануне арбуз запивали пивом.

Назвали меня. Вышел на сцену. Вся экзаменационная комиссия сидит, уткнувшись носом в свои бумажки. Представляюсь, мол такой-то такой-то, инженер по-образованию, владею строитель-ной фирмой, по вечерам работаю в театре артистом миманса. Шепоток по залу: «Что такое миманс?» Бах! Выстрел прямо в голову: режиссер из Барнаула тот самый Михаил Афанасьевич спрашивает: «А что такое миманс?» Что ответить? Наверное, он просто решил подшутить надо мной: знаю ли я, кем работаю?

Интерес ко мне комиссии снова пропал. На меня смотрела гирлянда из шести макушек. Спра-шиваю:

— Вопросы есть?

— Ну, почитайте нам что-нибудь, — с усталостью в голосе предложил Анатолий Владимирович. То есть если б я не спросил, мой творческий конкурс на этом бы и закончился.

И снова аншлаг из макушек. Хотел спросить: «Я вам не мешаю?» Если у комиссии какие-то свои важные дела, так объявите перерыв, решите свои насущные проблемы, а потом будьте добры уделить внимание экзаменующемуся!

Сонет В.Шекспира: …

И гибнет радость, коль ее судить

Должно не наше, а чужое мненье.

Как может взгляд чужих порочных глаз

Щадить во мне игру горячей крови?

Но, может быть, я прям, а у судьи

Неправого в руках кривая мера

и тыканье пальцем в глаз ректора сумели привлечь ко мне внимание «публики». Надолго ли?

Было понятно, что мое выступление – чистая формальность, в которой комиссия не может мне отказать. Я как рекламный ролик, который воткнули в самом интересном месте.

Друзья разбили телефон, звонят узнать: прошел я тур или нет. А я не знаю. Результаты объя-вят потом, типа мы письменно экзамен сдавали. Или комиссии нужно было определиться кто чей родственник, что бы случайно никого не забыть…

Восемь часов вечера. Звоню в институт, узнать результат. Трубку взял охранник, сказал, что экзамен закончился, но результатов пока нет, просил перезвонить в девять часов.

Без пяти девять. Звоню в институт, узнать результат. Трубку взял охранник сказал, что все уже ушли, институт закрыт, а списки висят где-то на улице… И тут я вспоминаю: я ведь в России живу!!! Завтра в десять утра письменный экзамен – сочинение по пяти пьесам на четыре часа… Вот только вопрос: завтра мне ехать на четырехчасовое сочинение или можно подойти к обеду забрать документы? Но мне уже пофиг! Чем больше я появляюсь в театральном институте, тем чаще у меня возникает вопрос: «на хрен я в это ввязался?!»

21июля. Девять утра. Сосед – придурок прижал мою машину. Не мог выехать.

Десять утра. Моей фамилии нет в списках! Фух! Свобода-а-а! Бог услышал меня! Ур-р-а-а-а!!

Зашел за документами. Не отдали. Сказали, что сильно заняты и на меня совсем нет времени, мол документы отдадут после 25 числа. А до этого что? Обзвонил пару тройку институтов с вопро-сом: «Если я провалил экзамен, могу ли я в этот же день забрать документы?» Все с радостью отве-тили, что с радостью отдадут все мои толмуты. Без проблем. А что здесь, мешает им это сделать? Или бояться, что вообще все придут и заберут свои документы??

29июля. Приехал за документами. В институте шаром покати. Ни кого. Захожу в приемную комиссию.

— День добрый! Я за документами.

— А у Вас расписка есть?

— Ну конечно, — ответил я и подумал: «а какого хрена я по вашему сюда приперся?»

Хотел сесть на стоящий рядом со столом стул.

— Нет! Нет! Не садитесь, — завопила девушка принимавшая, а теперь отдававшая мне доку-менты, — давайте, где Ваша расписка.

Я усмехнулся, посмотрел на нее с верху в низ и подумал: «Боже мой, какое убожество!» Прошел по кабинету, взял другой стул, сел на него, открыл кейс, достал расписку и протянул ее де-вушке. Она на мое «самоуправство» недовольно фыркнула, но уже ничего не сказала. Достала из папки мои документы:

— Вот диплом, вкладыш, фотографии и медицинская справка.

— А где экспликация? – уже начал глумиться я.

— А мы экзаменационные работы на руки не выдаем.

— Да причем здесь экзаменационные работы, я говорю о режиссерской экспликации, которую я вам принес вместе с документами…

— Она у мастера, -сказала девушка, пытаясь изобразить умный вид.

Это еще больше рассмешило меня. Я уже не просто улыбался, в душе я просто ржал над всем этим убожеством. Про себя подумал: «хорошо, что ни у Гарри Поттера».

— Ну, а мастера я так понимаю, нет?

— Ну конечно, все же в отпуске.

— Ну хорошо. Так в каком театре будет ставиться мой спектакль? У Афанасьева?

Глаза девушки стали просто сказочными — «как два чайных блюдца».

— На будущий сезон обязательно загляну, посмотрю спектакль, поставленный по моей режис-серской экспликации, — не унимался я, — До встречи, на моем спектакле!

Я ушел. Весь процесс выдачи документов, включая мою комедию, отнял ну максимум полто-ры минуты. Почему нельзя было отдать документы 21 числа???

Заглянул в списки поступивших: «Поступило – три человека на бюджетной основе и четыре человека – на платной. Всего семь человек.» Один поистине достойный претендент – Серега Чехов — поступил на платной основе. Но мне жаль его… Жаль его деньги — по 53тысячи в год и жаль пять лет его молодости. Кто ему будет преподавать?! Михало Афанасыч?… Барнаульский партизан? «ничего не знаю, никому ничего не скажу»?? Да и чему можно научиться в подвале? Курить травку и нюхать клей?..

Но особенный случай это… девочка Морозова (она поступила на бюджетной основе). На кон-сультациях и экзамене это была ЖАННА, а вот в институт почему-то зачислена АННА??? Девчонка, должен отметить, молодец! Истинная блондинка. Над ней все потешаются, женщина из экзаменаци-онной комиссии вопит: «Все! Хватит! Уберите ее! Это невозможно смотреть!!» А ЖАННКА? Она – молодец! Как шпарила свое, так и шпарит. Тычет в нос комиссии свои грамоты, полученные в дет-ском саду за роль какого-то там олененка. Хлопает ресницами и твердит свое. Вот только почему по-ступила АННА???

1сентября. По телевизору на 10 канале в новостях передали следующую новость… Я долго хохотал…

«При поступлении на режиссуру документы подали СОРОК человек…» — комиссия сама себя что ли вписала? Или списки абитуриентов продолжали пополняться вплоть до первого сентября?

«…Бюджетных мест было выделено десять, но приняли только восемь человек…» — то есть поступило семь человек, а зачислили восемь??? Наверное, забыли чьего-то родственника…

М-да-а-а… Кризис! Ухи слышат одно, а глазы видют другое. Думаю, если б я сам месяц назад не заехал в эту «деревню Говнюкино», то сейчас сидел бы перед телевизором и умилялся…

Эпилог: Друзья из театра похлопывают по плечу – утешают, мол поступишь на будущий год… А мне это надо? Я рад! Бесконечно рад, что в моей жизни был такой случай: я был проездом в деревне Говнюкино. Для себя я усвоил: что бы стать хорошим специалистом нужно учиться у луч-ших мастеров, мастодонтов своего дела, а вовсе не в подвале на соседней улице…

P.S. Все события и персонажи не вымышлены. Совпадения не случайны.

АлеКсандра Д.

Добавить комментарий