№ 55 Как завладеть вниманием зрителя?

«Тот, кто рассказывает истории,
правит миром». 

Надеюсь, вы относитесь к числу тех режиссеров и актеров, которые творят для людей)
Любое искусство хочет максимально завладеть вниманием зрителя. И не важно режиссер вы, актер, художник или обыкновенный блоггер или важный ресторатор. Но почему у одних получается завладеть пристальным вниманием зрителя и получить его любовь, а у других ничего не выходит? Почему одни почивают на лаврах, а другие остаются в тени и неизвестности? И , наконец, почему фильмы одних мы пересматриваем по несколько раз, а у других мы забываем о чем шла речь, переступив порог кинотеатра?

Как прочно завладеть вниманием капризного зрителя

Сегодня я хочу поднять такую тему, как внимание зрителя не только потому что это важная часть жизни режиссера и актера. Это актуально. В наше время снимается столько фильмов, что можно сойти с ума. Хочется, чтобы любители уже начали делать такое кино, от которого мурашки побегут по телу.

Итак, существуют множество факторов, которые необходимо учесть, чтобы фильм поднялся до высот, а зритель остался доволен. Перво-наперво стоит запомнить одну истину: любое творчество это анализ, подсчет и корректировка. Если автор вам говорит, что сие мировое произведение ему нашептала муза и родилось оно в односчастье… Поверьте: вам нагло врут.
Ну ладно, не врут) Просто не хотят рассказывать какой была работа долгой и усердной, а ночи бессонными, дни загруженными, а голова тяжелой.

Конечно талант, чутье, деньги и хорошая команда играют важную роль. Но, как говорится, что-то от Бога, а чему-то можно научиться. Итак.

Критерии, напрямую влияющие на успех фильма или спектакля.

Критерий номер раз: ХОРОШИЙ СЦЕНАРИЙ.

Банально? Скажите это тем у кого он плохой. Да и не просто плохой, отвратительный. Почему существует так много фильмов которые мы называем «шлак». В первую очередь у них плохой сценарий, нет драматургии , плохие диалоги и некорректное соотношение изобразительного и звукового ряда.

Как бороться: если вы начинающий режиссер и у вас нет мастистых сценаристов, старой закалки и знающих свое дело у вас появляется проблема: как написать хороший сценарий?
Вариант №1:
Во первых — не пишите самостоятельно сценарий, сценарное мастерство — это отдельная профессия, зачем ее взваливать на свою и так забитую голову? Наймите сценариста. Не важно, за деньги или энтузиаста, через интернет или в реале. Должен быть человек, который умеет писать сценарии и соображает как прописать диалоги. Вы его всегда можете контролировать, направлять, подкупать, убеждать, требовать и приказывать.
Вариант №2:
Есть второй вариант: реализация уже написанного произведения, тут проще. Особенно хороша классика, в которой автор уже все продумал, осталось только сделать это снимаемым\постановочным. И, если голова у вас варит, вы справитесь с адаптацией. Но, если вы никогда этого не делали… Наймите сценариста, он вам поможет.
Вариант №3:
Учиться на своих ошибках. Вы можете самостоятельно научиться адаптировать или писать сценарии. Но, вы же вроде режиссер, а не сценарист… Не отнимайте чужой хлеб.

Критерий номер два: АКТИВНЫЕ ДЕТАЛИ.

 

Этот пункт логично вытекает из первого пункта про хороший сценарий. Существует такое определение — «деталь как выразительное средство».  А что же такое деталь?

Существует пять основных аспектов детали:

  • Деталь, создающая перипетию, есть предмет, который находится в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом к действию (подвески королевы, платок Дездемоны).
  • Деталь — это предмет, который находится в активном взаимодействии с актёром, помогает ему выстраивать характер персонажа (тросточка Чарли Чаплина, монокль барона у Ж.Ренуара).
  • Деталь — это часть, по которой зритель может догадаться о том, что происходит в целом (песня корабельного врача, движение отсветов на лице «Парижанки», перстень шефа в «Бриллиантовой руке»).
  • Деталь-персонаж — предмет, который одушевляется, и на него переносятся человеческие функции (шинель Акакия Акакиевича, «Красный шар» А.Ла Мориса).
  • Деталь, создающая настроение (в «Амаркорде» Ф.Феллини — павлин, распушивший хвост в конце панорамы, показывающей заснеженную слякотную улицу).

Четкую характеристику активной (то есть работающей) детали дал А. П. Чехов: «Если в первом акте на сцене висит ружье, в последнем оно должно выстрелить». Это конструктивная формула для активизации всех компонентов драмы, вовлеченных в сюжетное развитие общей идеи.

Что такое деталь мы разобрались. Осталось повторить правило: деталь дожна РАБОТАТЬ НА ВАС. Или деталь активная или она не нужна. Если деталей много, вы создаете шум для зрителя и запутавшись, последний теряет интерес.

Критерий номер три: ЧУВСТВО ПРАВДЫ.

Вот представьте, смотрите вы спектакль или фильм и верите всему происходящему. Вот это здорово, это высший пилотаж. А чуть почувствуете ложь…
Зритель очень капризен, чувствителен и, как ребенок, пытается постоянно нас подловить. Нельзя давать зрителю даже на секунду усомниться в том, что происходит на сцене или экране. Если такое вдруг случится — вы потеряете внимание зрителя. Последний переключится на что-то другое и волшебный момент напряжения, тщательно создаваемая атмосфера будет разрушена.
А что, например, может разрушить правду происходящего?
Ой, да что угодно. Это настолько эфемерный предмет нашего искусства, что иногда мелочь разрушает все. А иногда зритель верит даже в глобальную ложь.
Ну например вы забыли сделать мокрой грязь на ботинках вашего героя, который только что вышел из болота. И все правда разрушена! Сухие волосы после дождя, пропущенный кадр, неизвестно откуда взявшиеся предметы, плохая раскадровка, гиблая игра актеров… Это может быть что угодно.
Как бороться?
Контролировать, работать с хорошим сценаристом, бутафором, осветителем и т.д. Контролировать и думать. Думать не только как режиссер, а еще и как зритель.

Коснемся Актёров. Про правду в актерской игре пишет Станиславский:

 Прежде всего, надо творить сознательно и верно. Это создаст наилучшую почву для зарождения подсознании и вдохновения.
– Почему же? – не понимал я.
– Потому что сознательное и верное рождает правду, а правда вызывает веру, а если природа поверит тому, что происходит в человеке, она сама примется за дело. Вслед за ней вступит подсознание и может явиться само вдохновение.
– Что значит «верно» играть роль? – допытывался я.
– Это значит: в условиях жизни роли и в полной аналогии с ней правильно, логично, последовательно, по-человечески мыслить, хотеть, стремиться, действовать, стоя на подмостках сцены. Лишь только артист добьется этого, он приблизится к роли и начнет одинаково с нею чувствовать.
На нашем языке это называется: переживать роль.

Критерий номер четыре: ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ.

Интересный пункт, не правда ли? А что он обозначает вы уже догадываетесь?)

Для вас это — огонь, который горит в вас и заставляет работать день и ночь, в любую погоду, в любое время суток, отдавая все самое лучшее проекту. Этот интерес должен сохраняться у вас не только в начале, но и в середине, и в конце.
Особенно, когда все становится плохо, тяжело и грустно, вы должны сохранять интерес, энтузиазм и удовольствие.
Почему?
Иначе ваше кпд упадет, команда разбежится, проект встанет, «финита ля комедия». Приплыли. Ваш личный интерес на протяжении всего пути — это путеводная звезда для слепо блуждающей команды, костёр, которым вы согреваете их в трудную минуту и волшебная палочка, которой вы зажигаете остывающих.

Тем более, когда заинтересованны вы, заинтересован актер и т.д. Зрителю тоже становится интересно.

Личная заинтересованность должна быть не только у вас. Ваша команда должна тоже очень сильно хотеть. Нужно ее заинтересовать, заразить энтузиазмом и мотивировать.
Мотивировка команды очень важная часть режиссерской работы. Мотивация — это движущая сила, которая помогает совершить невозможное.
И тут уже нужно чутье: кого чем мотивировать.
Для кого-то это деньги, для кого-то это люди, кому-то нужна известность, а кто-то все отдаст ради своей мечты, которую вы сейчас на площадке воплощаете.
Как бороться?
Учитесь находить подход к людям.

Критерий номер пять: ПРАВИЛЬНО ВЫЧИСЛЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ.

Вообще это очень важный момент анализа. Нельзя делать дело, не понимая ДЛЯ КОГО.

Легко дойти своим умом до мысли, что есть кино для бабушек (Рабыня Изаура, Улица разбитых фонарей), есть кино для влюбленных девочек-подростков (Сумерки), кино для пацанов (Человек паук, Пастырь), Детское, семейное и т.д. Все, что идет в кинотеатрах всегда имеет четкую целевую аудиторию. А сценарий имеет атрибуты этой аудитории.
Чем больше вы в своем сценарии охватите квадратов аудитории -тем больше у вас будет прокат.

Не буду сейчас вдаваться в подробности зрительского сегмента рынка, просто запомните: все что вы делаете должно быть определенно для кого-то.  Присказка «не говорите собачникам о кошках» — это про выбор аудитории. Аудитория должна быть: четкая, ясно выраженная и заинтересованная именно тем, что вы можете ей предложить.
Как бороться? Есть много книжек по ораторскому мастерству. Там часто пишут о том, как заинтересовать аудиторию, правильно оценить ее и т.д. Книги по продюсированию, маркетингу.

Критерий номер шесть: ПОТРЕБНОСТИ ЗРИТЕЛЯ

Нельзя одновременно удовлетворить все потребности зрителя. Для этого придумали разные жанры.  В жизни людям не хватает тех или иных эмоций и они идут в кино, театр  и т.д. , чтобы получить их. Ваша задача как можно лучше и качественней удовлетворить их потребность.

Фильм ужасов, например, для авантюристов, для тех, кому в жизни не хватает некоего мистицизма и адреналина. Боевики, в общем-то тоже, закрученный, захватывающий сюжет вызывает те эмоции, которых в жизни не хватает. Мыльные оперы восполняют недостаток романтизма, любви. Семейное ток-шоу через разнообразные истории, показывает, с какими проблемами можно столкнуться в семейной жизни, и как с наименьшими потерями это всё преодолеть.

Осталось определиться, что же это за человеческая потребность, которую вы хотите удовлетворить?

Критерий номер семь: АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность представляет собой степень важности и востребованности. При чем не только режиссера, но в первую очередь зрителя: « что зрителю сейчас интересно?».
Есть темы сиюминутно-актуальные. А есть темы, которые актуальны веками. Почему классика востребована? Она актуальна.
Сомневаетесь в выборе — возьмите классику, она всегда затрагивает такие стороны человеческой жизни которые необходимы зрителю всегда. Люди из века в век решают одинаковые проблемы, задачи и головоломки. Новое поколение не учиться ничему у старого, и эти темы опять всплывают.
36 драматических ситуаци вам в помощь.

Темы которые актуальные сиюминутно, это темы навеянные модой. Когда были модны эмо, проект про них был бы успешен. Но сейчас я даже с трудом вспомнила название этой псевдо-субкультуры. Тема эмо уже не актуальна. Зато актуальна тема честных выборов. Пока это волнует народ — тема будет приносить успех. Некоторое время.

Проект на сиюминутные темы — разовый. Проект на классические темы — актуален всегда.

Кстати, не забудьте ответить на вопрос: «а какое лично у Вас отношение к выбранной теме?» и«актуальна ли моя тема или это интересно только мне?»

Критерий номер восемь: ГЕРОЙ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Сопоставление).

Червинский о герое: История должна иметь, по крайней мере, одного героя, главное действующее лицо, большую часть времени присутствующее на экране, зримые действия которого движут сюжет и которому зрители глубоко сочувствуют. Герой может быть мужчиной, женщиной, мальчиком, девочкой или человекообразным существом, лишь бы его характер (характеры) являлся центром внимания и движущей силой сюжета.

Червинский о сопоставлении: Читатель обязательно должен иметь возможность поставить себя на место героя, то есть сопереживать всем поступкам героя. Это не означает, что герой должен быть безгрешен, неспособен на неожиданные выходки или лишен отрицательных черт. Чаще всего правильнее делать наоборот. Это означает лишь то, что характер должен вызывать у читателя и зрителей симпатию и сопереживание.
Как достичь такого эмоционального сопоставления (идентификации), будет рассказано в отдельной главе.

Про идентификацию и методы достижения написано в этой статье.
Про героя еще не написала и здесь писать не буду, это отдельный долгий разговор.

А сейчас просто запомните: зритель приходит смотреть на героя(характер), то как герой действует, решает проблемы зрителя, любит, ненавидит и т.д. Все спецэффекты и прочая мишура — просто обертка. Правда у хороших вещей -хорошая упаковка, так что про обертку тоже не стоит забывать.
Понимаете?

Критерий номер девять: ИЗВЕСТНЫЕ АКТЕРЫ.

А вы что думали? Неужели обойдетесь актерским составом из соседей?)

Запомните только одно: чем известней актер, тем больше сборы)

Критерий номер десять: СВОБОДНОЕ МЕСТО ДЛЯ ФАНТАЗИИ ЗРИТЕЛЯ.

У зрителя обязатльно должен оставаться простор для фантазии и для того, чтобы подумать. Ну а вообще:

Понятие того, как работают эти две силы, — стремление завладеть вниманием (сила действия) и невозможность сокращения до нуля пространства фантазии (сила противодействия), позволяет сделать несколько прогнозов: по какому пути будут развиваться искусство и индустрия развлечений.

Затягивающий в себя реализм кино потребует вовлечения зрителя в действие, происходящее на экране. От человека, сидящего у экрана, должно хоть что-то зависеть. Появятся интерактивные фильмы. В ключевые моменты зритель будет выбирать — по какому сценарию начнёт развиваться действие (убить ему незнакомца или вступить с ним в диалог). Это потребует снимать не один сюжет, а целое дерево сюжетов. Появятся интерактивные сериалы. Например — кого оставить в команде Хауса (всемирную любовь, старика, стерву или тринадцатую) в конце серии будут решать зрители голосованием. Произойдёт симбиоз кино и компьютерной игры.

https://top.oprf.ru/blogs/183/4049.html

 

Критерий номер одиннадцать: САСПЕНС.

Не мудрствуя лукаво, дам определение из Википедии:

Саспенс — (англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — состояние тревожного ожидания, беспокойства.
словом «саспенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние.
Использование саспенса в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока, признанного «мастером саспенса». Хичкок умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. (Википедия)

И хотя по определению саспенс используют преимущественно в триллерах и ужасах, это очень важный элемент. Это не до конца верно. Зритель должен постоянно чего-то ждать, переживать и т.д. Нужно взять зрителя за горло и не отпускать до самого конца. Сохраняя градус и напряжение.

Как говорил Хичкок: «Фильм надо начинать с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать».

Все это уже давно написано до меня вы можете прочесть про саспенс в интернете или подождать, когда я в ближайшее время расшифрую для вас этот термин.)

Повторим:

Критерий номер раз: ХОРОШИЙ СЦЕНАРИЙ.
Критерий номер два: АКТИВНЫЕ ДЕТАЛИ.
Критерий номер три: ЧУВСТВО ПРАВДЫ.
Критерий номер четыре: ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ.
Критерий номер пять: ПРАВИЛЬНО ВЫЧИСЛЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ.
Критерий номер шесть: ПОТРЕБНОСТИ ЗРИТЕЛЯ
Критерий номер семь: АКТУАЛЬНОСТЬ
Критерий номер восемь: ГЕРОЙ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Сопоставление).
Критерий номер десять: СВОБОДНОЕ МЕСТО ДЛЯ ФАНТАЗИИ ЗРИТЕЛЯ.
Критерий номер одиннадцать: САСПЕНС.

Вместо вывода:

По этой теме можете проситать еще эту статью с сайта СнимиФильм. Кстати, из книги Митты, которую можно скачать.
Существует еще масса критериев, которые необходимо учесть, построить и воплотить, чтобы проект добился успеха.

Спасибо Антону за добавление критериев (см. комментарии).

 

Александра Д.

Добавить комментарий