№ 42 Прямой эфир или режиссер ТВ в коллективе

Однажды мне повезло познакомится и учиться вместе с замечательным человеком — Антоном Долгих.
Антон  — режиссер ТВ. Целеустремленный, живой, с замечательным чувством юмора и
что важно для успешного режиссера — умный и находчивый.  Сегодня он расскажет Вам о телевидении и о режиссере ТВ мира.

ТВ режиссер — это Я .

 

— Вы еще не знаете что такое телевидение? — спросит у Вас Антон и, широко улыбаясь, расскажет.

«Телевидение — это грязная и гадкая штука», — сказал один мой педагог почти что на первом занятии. — «На добре, как известно, не заработаешь».
Если с последним высказыванием, я бы еще мог поспорить, то с первым спорить было бессмысленно. Педагог был прав. Недаром телевидение в шутку называют «Террариумом единомышленников».

Что происходит в прямом эфире?

Ящик — это то место, где в первую очередь вы будете удовлетворять социальный заказ, и если кино и театр еще терпят искусство, то ТВ его игнорирует: вы приходите работать на конвейер, который должен изо дня в день выдавать готовый продукт. Так что, если вы не успели, что-то забыли, не сняли или просто ошиблись, оно посмотрит на вас, как на сломанную шестеренку и выкинет на помойку, сделав, наверно, правильно: зрителя не интересует причина вашей неудачи. Ему нужен продукт.

С другой стороны

Вы должны понимать, что телевидение, даже при всем своем пошлом отношении к человеку, как к материалу, было и остается полем возможностей. Кино и театры есть далеко не везде, а заветная шкатулка, из которой вещает говорящая голова, найдется даже у чукчей, погоняющих оленей в Сибири. Да, вам будут ставить условия, да, вам будут говорить, что нужно сказать, потому что в нашей стране есть цензура, но даже в этом случае у вас есть возможность донести свои мысли до зрителей.

Посмотрите, как это делал великий Райкин. Эффект «неконтролируемого подтекста», как говорили в Советском Союзе, на лицо.

Не все так плохо и почему нужно  исполнить мечту быть режиссером.

Так почему же в ближайшее время я буду советовать вам идти на режиссуру?
Потому, что режиссура играет главнейшую роль во всем, что связано с визуальным искусством.

История знает тысячу примеров фильмов и спектаклей с абсолютно чудовищным сценарием, которые смотрелись, смотрятся и будут смотреться.  А так же огромное количество превосходных текстов, загубленных постановкой.

Режиссер — это тот человек, который не просто должен чувствовать и ощущать, а фактически становиться соавтором, а, может быть, и автором в принципе. Обычно на телевидении так и поступают: молодому и талантливому режиссеру разрешают выбирать генеральную линию, писать сценарий и продумывать общую концепцию, но приставляют к нему очень опытного редактора для того, чтобы обуздать молодецкую удаль и не позволить бедолаге в порыве творческого экстаза свернуть себе и проекту шею.

А это действительно проблема, потому что режиссура — это вообще очень странная профессия, находящаяся на слиянии других: вы будете обязаны изучить и операторское мастерство, и разбираться в звукорежиссуре, и понимать, как строится драматургическая конструкция. Все это — немногие основы, без знания которых вы просто не сможете работать. А, раз в вашей голове вертится так много мыслей и знаний, то их вам непременно захочется применить на практике.
Вы будете выстраивать «картинку» вместе с оператором, выстраивать звуковую палитру вместе со звукорежиссером, объяснять актерам (или ведущим), как вести себя, чтобы получить наилучший кадр…

Первый серьёзный конфликт.

Но, я уверен, что самым первым столкновением, которое вам предстоит пережить, станет столкновение со сценаристом. Причин тут будет множество, начиная от банально плохо написанного текста, заканчивая тем, что в бесконечном потоке фактов и информации вы внезапно увидите совсем иные смыслы и решите выстроить другую, нежели сценарист, концепцию. И вот тут вы будете вынуждены проявить себя.

Пойдете ли до конца, чтобы реализовать свое видение? Или пойдете на поводу у сценариста?

Тут сложно сказать, какой вариант предпочтительней. Бывают случаи, когда текст не нуждается в доработке, и ваша работа сведется к его «экранизации». Кроме того, не забывайте, что как только вы говорите о «своем видении» и впрягаетесь в телегу авторства, то и ответственность возрастает в разы. Однако, в таком случае, ваше творческое высказывание будет сведено к минимум, и, скорее всего, концепцию выстроит сценарист, который и превратится в автора.

Но, ведь, мы говорим о настоящей режиссуре, да?

Настоящий режиссер — это автор. А раз так, то вам придется не просто научиться играть на чужом поле, а начать беспрестанно забивать голы.

В один прекрасный момент вы сами заметите, как контролируете процесс моделирования концепции и написания сценария. Возможно, сценаристы и будут обижаться на вас, но я считаю, что на ТВ почти невозможна схема равноправного сосуществования автора текста (сценариста) и режиссера. Всегда кто-нибудь будет доминировать, причем, доминировать существенно.

 Режиссер vs Сценарист – вечное противоборство.

У режиссера в этом противостоянии есть неоспоримое достоинство: круг его профессиональных знаний намного шире, чем у сценариста. Происходит это в силу специфики профессии.

Журналист или сценарист — это в первую очередь жанр печатный. Для работы ему, в принципе, картинка не нужна. Согласитесь, о японском театре Кабуки можно спокойно написать статью в журнал или, если позволяет время, целую книгу.

Но слышали вы когда-нибудь о газетном режиссере или режиссере книги?

Режиссер в силу того, что работает с изобразительным рядом будет в первую очередь учиться тому, как выстраивать кадр, мизансцену, монтировать внутрикадровое пространство и прочая, прочая, прочая. Поэтому фильмы, где в первую скрипку исполняет автор сценария, зачастую, представляют собой довольно печальное зрелище: интересный текст, облеченный в серую и скучную оболочку. Вы быстро узнаете такие работы: в них можно спокойно отключить изображение и продолжить слушать, как радиопостановку.

Сейчас подобные фильмы — это пережиток прошлого. Вы не увидите их ни на одном центральном канале.  А, если и увидите, то из-за исключительной харизмы ведущего (например, фильмы Радзинского и Вульфа). В этом смысле, конечно, бесконечно прав Парфенов, который уже давно применяет модель построения продукта, пришедшую к нам с Запада — infotainment (от information — информация и intertainment — развлечение). По ней сейчас работают все западные каналы, включая такие известные, как Discovery и BBC.
Но Парфенов — это редкое исключение из правил.

Уже догадываетесь? Три варианта существования Вас в коллективе.

Поэтому, в коллективе у вас будет три варианта:
— подчиниться воле
— найти идеальную пару
— стать полноценным автором, который разбирается в том, что нужно телевидению (я говорю не о социальных запросах, а о телевидении, как виде синтетического искусства).

Со временем, пойдя по третьему пути, вы осознаете, что режиссура — это диктат. Даже, если с виду вы будете милым и мягким, вы все равно будете манипулировать коллективом в своих интересах. Сейчас это, наверно, читается немного дико, мол, «диктатор» и «манипулятор»! Но, уверяю вас, если вы действительно в душе режиссер, то именно на этот путь вы в итоге и выйдете. Еще раз, инструменты достижения цели могут быть разными: уговоры, просьбы, приказы etc, — но главным для вас будет ваше видение.

А что случиться со мной потом?..

И вот примерно на этом этапе работы режиссер начнет задаваться вопросом: может быть, моя работа не идеальна, и видение мое — не самое лучшее? И именно в этот самый момент вы превратитесь из просто режиссера в отличного режиссера.

Кто-то сказал, что «Гений — это человек, который собрал вокруг себя 10 талантов». Это абсолютно верно. Если вы становитесь центром коллектива, вы должны не просто собрать его. Вы должны научиться переступать через себя и жертвовать частью своего видения для того, чтобы улучшить фильм в целом.Очевидно, что все мы — простые смертные (особенно те, кто идет на ТВ), — и мы не способны быть одновременно гениями звукорежиссуры, операторского мастерства, выдающимися художниками и сценаристами.

И вашей главной задачей будет собрать вокруг себя коллектив даже не столько единомышленников (хотя, это и крайне желательно), сколько талантливых профессионалов, мнение которых для вас будет ценным. Вы должны четко понять, что они — тоже творческие люди, и у них так же есть свое видение.
Оно может не совпасть с вашим, но поможет его расширить.

Зритель – это ваша семья до самого конца.

Ну, и последняя вещь, которую я хотел бы сказать: думайте о своем зрителе.

Я десятки раз встречал людей, которые наплевательски относились к тем, кто сидит перед голубым экраном. На каналах говорили, что по домам сидит быдло, тупые, недалекие, и что они «все схавают». Как оказалось, терпение людей не безгранично.

Сегодня телевидение в России в глубоком кризисе: наплевательское отношение к зрителю вылилось в отток молодежи от телеэкранов. Возможно, это объективный процесс, связанный с распространением интернета в стране. Но для меня очевидно, что молодые, амбициозные и думающие люди не желают терпеть хамства с экрана и подобного унижения. Так что, если вы когда-нибудь приступите к съемкам, снимайте так, чтобы это поняли ваши бабушки и дедушки, мама и папа расплакалась от умиления, а братья и сестры, придя в школу, институт, на работу, первым делом обратились к друзьям со словами: «Видали? Вот, класс! Вот, высший пилотаж!»

Только тогда, когда вы будете воспринимать коллективного зрителя, как свою семью, вам начнет сопутствовать успех, удача и творческое счастье. Удачи вам во всех начинаниях.

Антон Долгих.

Может быть вы  не согласны?

Добавить комментарий