«Реально ли поступить во ВГИК без связей»
или
«10 критериев, по которым отсеивают абитуриентов на факультет режиссуры»
Каждую весну Московские творческие вузы набирают студентов на профессии актера и режиссера. Многие с усмешкой говорят: «мол, без взятки поступить в такие институты не возможно». Но правы ли они?
Вгик, Гитис, Мхат, Гитр, и это еще малая часть институтов, которые обучают по желанной профессии. И я вам скажу, что поступить туда реально! Просто однажды кто-то не очень умный создал миф про взятки, а остальные, кто не смог поступить, подхватили его.
Рассмотрим 10 критериев, по которым отсеивают абитуриентов на факультет режиссуры.
1. Собственное видение.
— Приведем пример, слово «Тишина». Что вы видите, что вы чувствуете, когда слышите это слово?
Попробуйте создать у себя в голове картинку без звука, которая точно опишет это слово. Запишите эту попытку на листе бумаги.
Получилось?
Например, вы видите: «обшарпанная загнившая баржа, оставленная на берегу реки в сумеречное туманное утро»? Или «голова рыбы на доске, хватающая ртом воздух»?
Если ваше видение этого слова не обычно, не привычно, резко отличается от остальных – засчитайте себе плюс.
— Почему меня отсеяли? – Часто можно услышать выражения мастера: «вы видите «Холод», так же как и остальные».
Если у вас нет собственного видения, если ваше видение такое же, как и у остальных или похоже на него. Если мастер не увидел ничего нового, не удивился – можете поставить себе минус.
— Ваши задачи: собственным видением вы должны Удивить. Создать что-то не обычное. Быть не таким как все.
В этом упражнении — «Зримый образ» можно потренироваться и прочесть (!!!), насколько одинаковое видение у большинства абитуриентов.
2. Быть понятным.
— Приведем пример, слово «Тишина».
И тут вы пишите «консервная банка» и все. Что это значит? Мастер ничего не понял и отсеял вашу работу.
Быть понятным – это краеугольный камень поступления. Все люди разные, один мастер за вас домыслит, другой, может, нет. Но быть понятным необходимо всегда.
— Почему отсеяли? – не понятно, не ясно, не четко. Не «попал в цель».
— Ваши задачи: Помните, что как только вы сдали работу (сняли фильм, поставили спектакль) у вас не будет возможность объяснить. Делайте все настолько понятно, чтобы не нужно было потом объяснять.
3. Личность преподавателя.
Этот аспект играет очень важную роль. Мало того что МАСТЕР выбирает Вас. Так еще и ВЫ выбираете Мастера.
Вы оба должны друг к другу подойти, что бы потом, во время обучения, вы понимали друг друга и чувствовали. Чтобы вам было приятно общаться друг с другом. Было желание обучать и помогать.
— Почему меня отсеяли: Когда мастер набирает группу он выбирает людей которые, как ему кажется, достаточно соответствуют личности масстера, профессии и друг другу. Вы видимо не достигли той планки, которую он поставил. Растите личностно и профессионально.
— Ваши задачи: — не врите во время поступления и не приукрашивайте себя. Будьте самим собой, облегчайте жизнь Себе.
4. Огромный конкурс.
О, это самая любопытная часть, из которой, как мне кажется, и родился миф о том, что поступить не реально. Представляете, как тяжело быть лучшим, когда конкурс: на одно место 500 человек?
Выбрать одного из 500 – это огромный труд.
На актерский факультет конкурс вообще зашкаливает за 2000 чел на место.
— Ваша задача: быть лучшим, все знать, быть уверенным, быть оригинальным и находчивым.
5. Балл по ЕГЭ.
Вы думаете что баллы по ЕГЭ не играют важную роль?
Во первых: я знаю пару людей которые прошли творческий конкурс и умудрились завалить ЕГЭ. Казалось бы, что трудного, напиши на 36 баллов русский – так нет.
Во вторых – посмотрите списки поступивших(на бюджет). У них у всех выше 80 баллов.
— Ваша задача: — тщательно готовьтесь к ЕГЭ.
Если в платные институты, где конкурс меньше, вас возьмут просто с проходным баллом. (он обычно около 36). То на бюджет вы должны набрать Максимальное кол-во баллов. Успехов.
6. Не уверенность.
В себе нужно быть уверенным. Не горделивым, не напыщенным, не скромным, а уверенным.
— Почему меня отсеяли? – Если вы мямлите, если вы зажимаетесь и стесняетесь. Если мастеру приходится тянуть из вас ответ буквально щипцами, то на что вы надеетесь?
-Ваши задачи: — не мямлите, отвечайте на вопросы четко и ясно. Не нервничайте, это трудно, но необходимо. Режиссер ведет за собой огромный коллектив, он должен быть сильной личностью. Лучше пересилить себя и спеть песню которую мастер вас попросил, чем потом жалеть, что из-за этого вы не прошли (пусть вам хоть 50 медведей на ухо наступили, мастер сам захотел вас услышать. Можете потом оправдаться : «я же предупреждал, что у меня совсем нет слуха, я бы лучше стихотворение прочел»).
7. Неграмотная речь.
Из мелочей складывается представление о человеке.
Ваши задачи: — Учитесь говорить красиво, грамотно, без мусорных слов и «эээ-кА-ней»
Можете прочесть статьи из раздела Ораторское искусство — поможет.
8. Искра.
Это, как ни странно для вас, очень важный пункт. Вы должны гореть. А мастер должен увидеть, что вы горите, что в вас есть искра. Именно эта искра даст вам силы творить, не опускать рук когда тяжело, вести за собой команду, искать спонсоров и прочее.
Тут ничего не посоветуешь. Или есть эта искра или нет. Эта искра — желание, появляется сама собой, когда вы чего-то очень-очень сильно хотите. Эта искра, как путеводная звезда, видна сразу.
9. Образованность.
Есть определение «умный человек», а есть «образованный человек».
Вот этот пункт про образованного человека, коим вы должны быть.
— Почему меня отсеяли?— если вы не знаете: как зовут Пушкина, когда началась Вторая Мировая и в каком художественном стиле вы решите свой спектакль, то — извините.
В основном первый тур, на котором отсеивают абитуриентов – это тур на Знания.
— Ваши задачи: — свободно ориентироваться хотя бы в школьной программе.
10. Жизненный опыт.
Режиссер должен иметь жизненный опыт. Еще лучше, если этот жизненный опыт отличается от жизненного опыта остальных людей.
— Почему меня отсеяли?— если вы никогда не выходили из дома, не работали, не путешествовали. Не интересовались ничем и ничего не делали, о каком жизненном опыте может идти речь?
У вас нет никакого багажа знаний, умений, воспоминаний и образов из которых потом родиться шедевр.
Мастер должен видеть в вас состоявшегося человека. Человека с каким-никаким опытом в жизни. Если вы зеленый наивный юнец, то вам просто нужно подрасти.
-Ваши задачи: интересуйтесь, работайте, занимайтесь, увлекайтесь, ныряйте с головой во всевозможные проекты и затеи. Набирайте жизненного опыта. Именно из него вы создаете свой шедевр. Именно из жизненного опыта вы складываетесь как человек.
___________
Я уверена, эти пункты полностью отражают многие причины, почему вас не принимают в институт. И так же они отражают те качества которыми вы должны обладать, чтобы поступить
Сколько фактов должны сложиться воедино, чтобы вы попали именно к этому мастеру. Сколько усилий необходимо приложить, чтобы стать лучшим.
Самосовершенствуйтесь и пробуйте.
Помните: все что не делается — все к лучшему. Неумолимо добивайтесь своей цели.
И знайте: даже если вас не взяли учиться, вы можете пробиться самостоятельно. Таких примеров в нашей жизни не мало.
Можно уверенно сказать: в жизни талантам всегда уступают дорогу, ибо на талантах делают деньги))
Удачи в подготовке и поступлении.
Автор: АлеКсандра Давыдова, «ArtGang» — сайт для начинающих режиссеров и актеров.
Приветствуется распространение материала с указанием первоисточника.