Для поступлению абитуриенту необходимо пройти через огонь, воду и медные трубы.
Законы по которым читается стихотворения, прозы, басни и проч. замечательно объяснил Вячеслав Терещенко. ( Вот в этой статье я опубликовала главу из его книги).
Значит замечательный педагог уже все для вас разложил по полочкам, объяснил, разжевал и в рот положил. Вам осталось только самое трудное — сделать так, чтобы все написанное им ожило. Как? Об этом в следующей статье.
А сейчас рекомендации к выбору чтецкой программы. Этими советами одинаково могут воспользоваться как актеры, так и режиссеры. Но актеры, конечно, в первую очередь. Почему?
Зачем актёру готовить чтецкую программу?
Для актёров стих, проза и басня(+песня и танец) — это «основное», что спрашивает комиссия. В этот момент человека оценивают по определенным критериям, хотят увидеть соответствие своим ожиданиям, выбирают типажи и т.д.
Зачем режиссеру готовить чтецкую программу?
Вообще-то правильно про режиссеров сказали на консультации во ВГИКе: «будем спрашивать чтецкую программу только если совсем станет скучно».
Но есть же еще и другие институты! Например ГИТИС. Там у режиссёров очень часто дела обстоят так-же как и у актеров.
Еще раз про теле- и кино-режиссуру: уже один раз написано человеком, можно просто процитировать:
«В той самой памятке написано, что нужно читать басню, стихотворение и прозу. Безусловно, быть готовым к этому вам нужно. Но просят читать не всегда, даже — очень редко (хотя, это, конечно, зависит от пристрастий мастера — тут никогда не угадаешь, поэтому будьте готовы).
Если попросят что-то прочитать, то помните, что вы поступаете не на актерский факультет и что пресловутая выразительность, благообразное выражение лица и чувство ритма — это все на пользу вам не идет. Если вы все это еще и талантливо будете делать, вас могут без всяких экзаменов отправить учиться в актерскую мастерскую. Вам это нужно? Так что будьте осторожны.
Требование тут к вам на самом деле гораздо серьезнее и мало кому из актеров это удается. Вам требуется показать, что вам действительно интересно то, что вы читаете. Сыграть или изобразить интерес невозможно. Поэтому выбирая отрывок, возьмите то, что вас реально задевает. Потому что самое ужасное зрелище — это видеть как чтец пыжится, интеллигентные бабульки в первом ряду, понимаешь, слезы льют, переживая, а ему это всё глубоко до фени на самом деле. Но если человек о чем-то говорит, и мы видим, что ему это важно, то не прислушаться к нему просто невозможно, и нам уже становится не важна длина отрывка, дикция, ритм и прочее; если человеку что-то интересно, то внимание приковано к нему, даже если мы толком не понимаем, о чём это он там…»
Рекомендации к выбору басни, прозы и стиха для чтецкой программы:
— Это рекомендации, а не правила.
— Что ожидает актера на турах очень очень подробно описано в этой статье.
— Предпочтения мастера. Узнайте какой мастер набирает курс. Узнайте его предпочтения и (в том числе) исходя из них редактируйте, составляйте свою программу.
— Классика — наше все. Не берите современных авторов, если только нет прямого указания, как было в 2012 году. Фантастику, фентези исключите априори и не вспоминайте о них.
— Чем проще, тем лучше! В прозе советуют не замахиваться на Достоевского, Толстого и иже с ними. В 90% случаев вы просто не сможете подготовить этот сложный и тяжелый материал. Таких литературных «гигантов» берите только в том случае, если твердо знаете что делаете.
Если хоть чуть-чуть не уверены в себе возьмите просто рассказы не менее известных писателей.
— Бой школьной программе. Не нужно выбирать программу (в частности стихотворения) из школы, стопроцентно будет создаваться ощущение, что вы больше ничего не знаете.
— Бой выпендрежу. Не смотря на то, что школьные стихи не включают в программу, слишком изворачиваться и искать что-то дико исключительное и невероятно новое тоже не нужно. Потратьте свои силы на анализ лучше. И найдите золотую середину.
— Близко к своему характеру. Вы найдете золотую середину, когда найдете материал близкий к своему характеру.
Если вы больше похожи по типажу и характеру на злодея, то зачем выбирать материал про героев, спасающих принцесс? Понимаете какой диссонанс?)
— Интересное лично тебе. Этот материал должен быть интересен лично вам. Все что вас не трогает, не и тронет и комиссию, они очень чувствительные люди.
— Не доверяйте свой выбор репетитору. Вы должны выбрать программу самостоятельно. Репетитор может вам советовать, предлагать, объяснять, делать подборки.
Но если он выберет абсолютно все за вас, где же тогда вы возьмете интерес и азарт?
— Учите минимум за месяц и повторяте. Вступительные это большой стресс и мандраж. Все что вы знали и помнили вылетает из головы как только звучит ваш номер\фамилия и вы делаете первые шаги навстречу ИМ.
Будет не хорошо выйти,нервно улыбнуться и в затянувшейся тишине сказать: -«представляете, забыл, миленькие…»
А вот если вы выучите все заранее, материал отложится «под коркой» в вашей памяти, то ваше подсознание спасет вас в сей ответственный момент.
Если вы актер — программу готовят ЗА ГОД до поступления.
— Учите наизусть. Как бы смешно не звучал этот пункт. Чтение с листочков никто не будет слушать. Тем более что лист «держит» и отвлекает.
— Выучите разноплановый материал. Не нужно учить однотипные стихотворения, прозу и басни. Даже 10 однотипных стихотворений в глазах комиссии будут выглядеть как одна. Им важно не столько ЧТО вы читаете (но на это смотрят), а КАК. Вы должны показать разные стороны себя и своего характера.
Материал должен быть на все случаи жизни. «Что-ибудь лиричное или комичное», пожалуста! Тут же читаете.
— Стихотворения, басни, проза — должно быть несколько вариантов. По три(пять) разноплановых будет достаточно. Комиссии должно быть из чего выбирать и между чем сравнивать.
— Что включает в себя КАК? Как держитесь, как говорите, как двигаетесь, как интерпретируете и понимаете материал, как доносите, заражаете, отражаете характер, соответствие типажу, веруете в происходящее и т.д.
— Нет школьному чтению с выражением! Забудьте все, чему вас учила учительница литературы. Художественное чтение — это не игра актера. Это вообще… явно не то что нужно.
— Удивительное открытие… У Крылова не 14 басен, а более 200. И даже если большая часть из них перевод того же Эзопа и Лафонтена, то не нужно зацикливаться на приевшихся всем «стрекозе». «волке и ягненку», «мартышке с очками» и т.д… вы сами знаете эти басни.
— Умейте объяснить свою позицию. Вообще это редкая практика, но она имеет место быть. Чаще ее практикуют у режиссеров, но с режиссеров редко спрашивают чтецкую программу.
— Не берите в программу собственные произведения. Вы можете их представить, если комиссия заинтересуется. Но в программу такие вещи не включают. Для острастки проведите эксперимент: Прочитайте стихотворение Пушкина, а следом за ним свое. Если они на одном уровне — тогда спокойно читайте. Если нет — не нужно.
С другой стороны, если вы сочиняете как Пушкин, может вам лучше быть поэтом?
— Не включайте в программу материал другого пола. Если вы девочка вы читаете только за девочек, если вы мальчик — читайте только за мальчика. В противном случае вас просто перебьют и ехидно поинтересуются половой принадлежностью. Увы, такова ваша судьба.
Вроде все, если кто еще что-то знает — напишите это сразу в комменты)
Поэзия — это прекрасно) АлеКсандра Д