Упражнение №3. Развитие памяти на кадры

Как научиться запоминать отснятые кадры?

 

Упражнение №3.

Вчера разбирала с чудесной девушкой ее режиссерский анализ пьесы и вспомнила, что у меня точно где-то есть схема экспликации. Буквально по пунктам, очень удобно. А значит, пора написать пост про режиссерскую экспликацию.
Но пока собирала в интернете определения экспликации из словарей, нашла замечательное упражнение. Просто замечательно и очень просто. Как сама не додумалась до этого)

В этом отрывке Беляев говорит о профессиональном уровне режиссера. Вы уже знаете, что режиссеру необходима эмоциональная память и багаж знаний. Вы запоминаете кадры, пишите дневники и делаете записи. Постоянно обогащаете свое сознание (и подсознание) картинками.
Это упражнение поможет вам легко ориентироваться в том, что вы отсняли. Лучше запоминать кадры. А для новичков это полезно еще и тем, что вырабатывается вкус к построению кадров. На чужой работе вырабатывается умение строить монтажные фразы.
Вообще даже студентам дают такое задание: разобрать чужую работу по кадрам. Но чтобы довести это задание до упражнения! Стоит попробовать хотя бы один раз, методично, внимательно сесть и зарисовать, и записать каждый кадр чужой хорошей работы, и вы (если вы новичок) откроете для себя много нового.

Упражнение№3.

БЕЛЯЕВ И.К. “ВВЕДЕНИЕ В РЕЖИССУРУ” (Курс для документалистов). Изд. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Москва, 1998г.

(…) Когда профессиональный режиссер получает новую тему или заявку, он не может сразу, в ту же секунду, выстроить будущий фильм. Ему необходимо дать возможность подумать денек-другой. Хотя, в принципе, профессиональный режиссер сразу скажет, что из этого можно сделать: на основании опыта, на основании виденного уже, на основании того, что задание имеет определенные параметры и стандарты, а когда эти стандарты известны, то построить «дом» довольно просто. Надо только знать набор этих стандартов. Но настоящее решение, конечно, приходит после того, как вы загрузите информацию в ваше сознание, а может быть и в подсознание. Вот так же в монтажной при работе с отснятым материалом вы закладываете определенный приказ в компьютер, нажимаете кнопку, и компьютер начинает работу. Проходит некоторое время, и он выдает результат: либо картинка появляется на дисплее, либо сразу склейка, либо «шторка» — в зависимости от вашего указания. Мы в некотором роде тоже компьютеры — биологические. В нас нужно заложить определенную информацию, дать определенный приказ, и организм под контролем или лучше бесконтрольно (я имею в виду без вашей воли) начинает обсчитывать возможные решения. Но компьютер работает по программе, которую составил для него когда-то умный человек. Без программы этот компьютер — просто-напросто железный ящик. Совершенно необходимо, чтобы и режиссер имел свою программу. В нужный момент эта программа должна включиться и найти оптимальный вариант. Одним из элементов этой программы является память.
Профессиональная память.
Режиссер обязан, в отличие от других людей, уметь запоминать кадры. Для картины, которую я сейчас монтирую, отснята тысяча кадров. Я знаю каждый кадр в снятом материале и очень злюсь, когда по тем или иным техническим причинам он не появляется на дисплее. Мне говорят, что такого кадра нет: так показывает машина. А я говорю, что есть — память меня пока не подводит. Кадр ищут и находят.

Наконец само упражнение :

Надо ежедневно, как гимнастикой, заниматься тренировкой своей памяти. Есть такое упражнение. Включается видеомагнитофон в начале передачи или фильма. Магнитофон записывает, а вы смотрите. Потом вы берете ручку и записываете кадры, которые вам запомнились. Для начала сделайте эту запись сразу же после окончания телепередачи, затем через час, через три, на следующий день и т. д. Но записывать нужно не по содержанию и не по мысли. Не нужен также искусствоведческий анализ — чему была посвящена передача, каковы удачи, каковы неудачи. Я говорю о другом. Прошла передача — составьте монтажный лист по памяти, а потом включите магнитофон и проверьте, каков результат вашей записи. В первый раз, во второй, через неделю, через месяц после тренировки. И вдруг вы обнаружите, что в первый раз записали 50% имеющихся планов. Во второй, в третий и в десятый раз — 60% и т. д. Если вы будете тренироваться 15 минут ежедневно, то степень вашей профессиональной памяти резко возрастет. Это игра с самим собой, но игра, которая помогает растить в себе режиссера иногда даже больше, чем теоретические познания. Не стоит брать «разговорную» передачу, выберите что-нибудь посложнее, например, клип, где восемьдесят планов на коротком отрезке времени. Вот где тренировка!

Добавить комментарий