«Особенности мышления режиссера» или «Как 24 часа в сутки думает режиссер».
Удовольствие мыслить иначе.
Сегодня нашлась тетрадочка из ВГИКа, а в ней такой пункт как режиссерское мышление.
Мышление – это то, как вы обрабатываете и воспроизводите информацию. Процесс отражения существующей реальности в ваших умозаключениях, суждениях, понятиях, выводах и проч. То, как вы мыслите, думаете, рассуждаете.
В этот раз излагаю то, что поведали нам мастера ВГИКА, без личных добавлений.
PS. Переписав до конца выписку, хочу сказать, что она далеко не полная. Если у вас есть мысли о том, что упущено в этом посте – напишите их, я дополню.
Главные принципы режиссерского мышления, подслушанные от мастеров ВГИКа.
1. Визуальные образы.
Режиссера от остальных людей отличает то, как он видит, как может передать чувства с помощью картинки. Поэтому режиссер всегда вместо «была прекрасная погода», увидит картинку «палило полуденное солнце, при каждом порыве легкого ветра тихо шелестели зеленые листья, и осыпались одиночные лепестки вишни. Гусеничка ползла по деревянной скамейке, на которой я сидел».
Все, что вы пишите, не должно быть пространственным. Ваша цель – создание экранного образа.
2. Нельзя разоблачать себя заранее.
Зрителю не интересно подсознательно знать заранее конец (исключения составляют сознательные манки для зрителя). Поэтому никогда не разоблачайте себя заранее, особенно антитезами: «раньше я любил мороженое, а теперь нет».
Вы должны удивлять. Зрителю должно быть интересно не только КАК, но и ЧТО вы рассказываете.
3. Начинайте сразу действия.
Для примера: говорят, что Чехов всегда выкидывал мотивировку – первую страницу своих рассказов с подробным описанием.
Лучше начинать с действия – начинать танцевать от печки. Зачем рассказывать, как вы подходите к этой печке, как приготавливаетесь начать танцевать, лучше начать сразу с танца. С действия.
Бонус. Есть такое правило, что если на 2 минуте кино\спектакля\рассказа ничего не происходит, зритель теряет интерес.
Начинайте с чего-то острого. Парадокс в начале, инверсия и т.д Вы не забыли, что ваша задача удивлять?
4. Заявите героя в самом начале.
Когда дело начинается с портрета – это всегда вызывает интерес, внимание, сразу появляетсязапоминающийся визуальный ряд и возможность идентификации.
5. Информативность.
Не нужно писать текст с нулевой информацией. Все что вы пишите должно быть ЗАЧЕМ-то. Нести какую-то информацию, обладать неким смыслом.
6. Конфликт.
Если режиссер о чем-то пишет, там обязательно есть конфликт. И не в конце, а сразу, в самом начале.
Хочется сказать, что дальше я обязательно по возможности подробно расскажу, что такое конфликт, характер героя, визуальный образ и прочие слова, которые кажутся Вам не понятными.
А завтра Вас ожидает интервью с американским сценаристом, раскрывающим секрет успешного сценария, и отвечающим на очень волнующий вопрос «как заинтересовать зрителя?». Возможно, его интервью полнее раскроет Вам пункты, озвученные преподавателями из ВГИКа.
АлеКсандра Д. -Tyrise