№22 Эмоциональная память

Воспоминание – это единственный рай,
из которого мы не можем быть изгнаны.
Ж.П. Рихтер

УменьшитьЗадержалась. Как здорово, что отпуск затянулся, как печально, что он так скоро закончился.

Виды памяти.

Доброго нового дня всем читающим.
Cегодня я буду вновь убеждать вас вести дневники\блокноты\записи на полях; и  скромно агитировать вас  прочесть такую замечательную книгу как «Работа актера над собой» Станиславского.

О чем же сегодня пойдет речь? Казалось бы, тема «виды памяти» как-то слабо пересекается с режиссурой, а уж тем более с актерским мастерством. Но давайте разберемся в видах памяти и, что самое главное, одним из инструментов актерского и режиссерского мастерства – эмоциональной памятью.

Человеческая память нужна для сохранения, накапливания и воспроизведения информации.
К сожалению, память имеет ограниченный объем. Поэтому я и советую (который раз) завести вам дневники.
Традиционно выделяют шесть видов памяти. Можно вывести прямую зависимость между видом памяти и профессией. Так же вы должны помнить, что именно багаж вашей памяти поможет вам быть правдивым.

1. Произвольная  или преднамеренная. Память, которую мы используем осознанно, что бы запомнить и усвоить ранее неизвестный материал, и при этом используем те или иные приемы.

 Этот вид памяти  нужен режиссеру и актеру постоянно, чтобы запоминать все, что происходит вокруг осознанно. Чем больше вы тренируете этот вид памяти, тем больше вы накапливаете приемов, для более эффективного запоминания материала. (прим: зрительные записи, цветовые ассоциации, мнемоника и проч.)

2. Непроизвольная – это вид памяти отвечает за образы, которые мы не стремились запомнить.

— Чем больше вы тренируете свою память, тем больший объем образов она может запомнить неосознанно. Неосознанные образы нужны, для того чтобы ваше подсознание подсказывало вам удачные решения. Непроизвольная память отвечает за момент «озарения», момент нахождения удачного решения, как будто из ниоткуда. На самом деле,  все что вас «озаряет», вы видели, просто забыли, а сейчас подсознание услужливо  и вовремя вам напомнило нужную информацию.

3. Словесно-логическая память. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением, потому что дает возможность запомнить, узнавать и воспроизводить мысли, понятия, умозаключения и проч.

— Учение свет, особенно для актера и режиссера. Все что вы говорите, очень часто нуждается в подтверждении, эта память поможет вам лучше аргументировать и доказывать то, что вы хотите донести.

4. Двигательная память – помогает запомнить движения.

— Если для режиссера этот вид памяти не так важен.
Хотя показать актеру, что именно нужно сделать часто очень нужно. Например, вам потребуется объяснить актеру (или актеру воспроизвести) как он моет руки под горячей водой, то ваша память Сама подскажет вам что делать, потому что неосознанно вы запомнили этот момент своей жизни.

— Для актера это более важная часть. Танцы, движения, подсмотренные на улице и все движения, которые совершает человек (падение например) вы должны помнить и уметь воспроизводить.

5. Образную память делят на: зрительную, слуховую, осязательную, болевую и проч, в зависимости от типа анализатора. Эта память поможет вам запомнить чувственные образы, явления, свойства.

— Логично, что зрительная память поможет вспомнить вам картинки. Слуховая — звуки голоса, техники, природы и проч. Болевая — спасет вас от необдуманных поступков. Осязательная — покажет и подскажет что это за предмет и какого он качества.

6. Эмоциональная память – несет ответственность за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

— Сейчас мы наконец дошли до самой важной памяти, которую выделил Станиславский. Этот вид памяти составляет ваш эмоциональный багаж.

Коротко Станиславский сказал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,— у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память»

 

А детальный и всесторонний анализ этой памяти Станиславский дает на страницах своей книги «работа актера над собой» глава IX «Эмоциональная память»:

«Не подлежит сомнению – все мизансцены, переходы, внешние действия, их последовательность, мельчайшие подробности группировок сохранены с изумительной точностью.[…] Но разве так уж важно, как вы стояли, как вы группировались? Мне, зрителю, гораздо интереснее узнать, как вы внутренне действовали, что вы чувствовали. Ведь ваши собственные переживания, взятые из действительности и перенесенные в роль, создают ее жизнь на сцене. Этих-то ваших чувствований вы мне и не дали. Внешнее действие, мизансцены, группы, не оправданные изнутри, формальны, сухи и не нужны нам на подмостках.

В первый раз, когда я ввел предположение о сумасшествии непрошеного посетителя, все, как один человек, сосредоточились, задумались над важным вопросом самоспасения. Все оценивали создавшиеся обстоятельства и, только оценив их, начали действовать. Это был логически верный подход, подлинное переживание и его воплощение. Сегодня, напротив, вы обрадовались любимой игре и сразу, не задумавшись, не оценив предлагаемых обстоятельств, принялись копировать известные уже вам внешние действия предыдущего раза. […]

Прежде – по Рибо – мы звали ее «аффективной памятью». Теперь этот термин, отвергнут и не заменен новым. Но нам нужно какое-нибудь слово для определения ее, и потому пока мы условились называть память на чувствования эмоциональной памятью.

Ученики просили объяснить яснее, что подразумевается под этими словами.

– Вы поймете это из примера, приведенного Рибо.

Два путешественника были застигнуты на скале приливом в море. Они спаслись и после передавали свои впечатления. У одного на памяти каждое его действие: как, куда, почему он пошел, где спустился, как ступил, куда прыгнул. Другой не помнит почти ничего из этой области, а помнит лишь испытанные тогда чувствования: сначала восторга, потом настороженности, тревоги, надежды, сомнения и, наконец, – состояние паники.

Вот эти чувствования и хранятся в эмоциональной памяти.

Если бы сегодня, при одной мысли об этюде с сумасшедшим, к вам, подобно второму путешественнику, вернулись все пережитые в первый раз чувствования; если бы вы зажили ими и начали по-новому, подлинно, продуктивно и целесообразно действовать; если бы все это произошло само собой, помимо вашей воли, я бы сказал, что у вас первоклассная, исключительная эмоциональная память.

Но, к сожалению, это слишком редкое явление. Поэтому я сбавляю свое требование и говорю: пусть бы вы начали этюд, руководствуясь лишь внешними мизансценами, но они напоминали бы вам о пережитых чувствованиях, вы отдались бы этим эмоциональным воспоминаниям и провели этюд под их эгидой. В этом случае я сказал бы, что у вас не исключительная, не сверхъестественная, но все же хорошая эмоциональная память.

Я готов еще сбавить свои требования и допустить, что вы начали играть этюд внешне, формально, что знакомые мизансцены и физические действия не оживили связанных с ними чувствований, что у вас не явилось даже потребности оценить создавшиеся предлагаемые обстоятельства, при которых вам предстояло действовать, как это было в первый раз. В таких случаях можно помочь себе психотехникой, то есть ввести новое «если бы» и предлагаемые обстоятельства, по-новому переоценить их и возбудить дремлющее внимание, воображение, чувство правды, веру, мысли, а через них и чувство.

Если бы вам удалось выполнить все это, то я признал бы у вас наличие эмоциональной памяти. Но сегодня вы не проявили, ни одной из указанных мною возможностей. Сегодня вы, наподобие первого путешественника, с необыкновенной точностью повторили лишь внешние действия, не согрев их внутренними переживаниями. Сегодня вы заботились только о результатах. Вот почему я и говорю: вы не проявили своей эмоциональной памяти».

 

Т.е эмоциональная память – память на чувствования. Вам нужно вспомнить те чувства, переживания, мысли вновь. Заново их прожить и прочувствовать. Заново простроить логическую цепочку ваших эмоций и все это основываясь на пошлом опыте.

Это качество нужно не только актерам, но и режиссерам. Т.к напоминаю «чувство правды» — это очень важная составляющая творчества. Именно благодаря тому, насколько вы хорошо помните, сколько всего вы знаете, как тонко вы можете прочувствовать и, не забыв, воспроизвести  эти чувства. А вспомнив – суметь передать это чувствование всей команде – зависит успех вашей работы. Tyrise

Добавить комментарий