короткий метр сценарий

№120 Как написать короткий метр: 11 шагов

Короткий метр — это место,
где встречается черный юмор, сатира,
стеб и житейская философия.

Как написать сценарий короткого метра:
11 непростых шагов.

Что такое короткометражный фильм?

Американская киноакадемия искусств определяет, что к короткометражным картинам (далее кф) относятся фильмы, чья длина составляет 40 минут вместе с титрами.  Однако, наиболее «ходовой» вариант короткометражного фильма – это 10-15 минут.

Самые знаменитые короткометражки: «Взлётная полоса», «Шерлок-младший», «Андалузский пёс», «Полуденные сети», «Длина волны» и «Путешествие на Луну».

Как начать писать КФ?

У нас есть 12 шагов и все придется пройти, чтобы написать короткометражку.

  • Идея
  • Логлайн
  • Структура
  • Герои
  • Синопис
  • Тритмент
  • Сценарий
  • Первый вариант
  • Отдых
  • Редактура
  • Критика
  • Идея.

Как придумать идею?

  • Мозговой штурм

Больше идей = лучше, никакой критики, работа на количество.

  • Поток мыслей

20 минут писать поток мыслей, все, что приходит в голову.

  • Новости/биографии/чужие истории

Просмотреть новости и тд, поискать идею.

  • Наработки

Использовать блокнот со своими идеями.

  • Что если

Тренировка на абсурдные идеи. Что если под моим домом находится убежище супер-злодея?

  • Придумываем двух необычных героев

Нестандартные персонажи могут вытянуть за собой всю историю.

  • На что это похоже?

Подумайте, фильм похожий на то, что вам хотелось бы снять.
Далее идеи фильтруются, слабые отбрасываются.
После, новая фильтрация, какие идеи можно соединить.
Выбираем одну идею.

  • Логлайн или о чем это?

Это суть истории в двух предложениях (25 слов).

Существуют различные схемы написания логлайнов, но общее у них в том, что, логлайн должен ответить на вопросы:

1. Кто герой

2. Какова цель героя

3. Какое препятствие преодолевает герой на пути к цели

Шаблон логлайнов от Александра Волкова:  X Y Z

Герой (X) должен сделать то-то и то-то (Y, цель героя), иначе случится что-то непоправимое (Z). Пример: Гарри Поттер (X) должен победить Воландеморта (Y), иначе он захватит Магический мир (Z).

Некоторые логлайны содержат концепт только X Y

Например: Циничный рекламщик (X) внезапно обнаруживает способность читать женские мысли (Y) – разумеется, это фильм «Чего хотят женщины»

Бизнесмен (х) влюбляется в проститутку, которую он нанимает, чтобы она провела с ним выходные (y) – за этим логлайном скрывается картина «Красотка».

  • Структура

Определяемся со структурой сценария.

  • Пролог

То, что описывает нашу историю ДО начала основного действия. Если есть пролог, эпилог должен быть обязательно.

  • Экспозиция

Описываем время, место, прилагаемые обстоятельства, героев. Экспозиция кончается в момент завязки конфликта.

  • Завязка

Она должна быть необычной и интересной, служить отправной точной конфликта.

Конфликт бывает

  • внешним (на героя что-то влияет)
  • внутренним (герой «из себя» на что-то влияет )
  • развитие действия

Герой стремится к своей цели, но что-то или кто-то ему мешает. В этой части происходит нагнетание конфликтного напряжения.

Перипетии – эмоциональные качели от счастья-к несчастью.

Поворот может быть

— неожиданным для зрителя, но ожидаемый для персонажа;

— неожиданными для персонажа, но ожидаемым для зрителя;

— неожиданным и для зрителя, и для персонажа.

  • Кульминация

Момент наивысшего развития конфликта, самое напряженное место действия. Герой стоит перед выбором.

  • Развязка

Заключительный отрезок развития сюжета, его итог.

Развязка, как правило, наступает сразу (!) за кульминацией.

  • Финал

Заключительная точка картины, раскрывающая ее смысл.

  • эпилоге
  • Герои

Здесь работает правило дважды по четыре. Сейчас объясню, что я имею в виду. Существуют четыре грани образа героя, которые вы должны (в идеале) раскрыть в фильме.

  • Как ты сам себя знаешь
  • Как тебя знают семья и друзья
  • Как тебя знает общество
  • Как ты сам себя не знаешь

Эти 4 пункта обязательно надо учитывать при создании образа персонажа. Кроме того, все эти пункты помогут разобраться и с сюжетными линиями. Самый последний пункт можно выразить через сновидения, или неожиданные для самого персонажа поступки.

Вторая главная четверка свойств, это как происходит индетификация зрителя с героем. В идеале, каждый, каждый, кто смотрит фильм, должен хотеть быть похожим на героя.

Попробуем разобраться. Возьмем за пример Доктора Хауса. Разве он приятный персонаж?

Однако в нем есть то, что нас привлекает, не смотря на то, что человек он отталкивающий. Давайте разберемся, почему мы любим его.

  • У героя должна быть цель.

Чего хочет Доктор Хаус? Спасти как можно больше жизней?

Вряд ли. Он воспринимает болезни людей как «загадки», которые он решает. Следовательно, его цель – разгадывать загадки.

Заметим, лечением он интересуется крайне мало.

Итого: Правильное целеполагание помогает написать внятного героя.

  • У героя должна быть тайна.

Например, Доктор Хаус. То, что он влюблен в своего шефа, долго остается тайной, и придает его характеру человечности.

Итого: Этот пункт не обязателен, но помогает раскрыть все стороны характера героя.

  • У героя должен быть изъян.

Например, доктор Хаус – инвалид. И это вызывает у нас сочувствие к нему, и мы даже готовы оправдать его за прием наркотиков.

Итого: Неуязвимые герои – это скучно, и вызывает недоверие.

  • У героя должен быть «дар»

Например, у Хауса дар – это его интеллект.

Итого: Дар делает нашего героя исключительным. При этом, важно, чтобы этот дар был чем то действительно важным, ибо, чаще всего, именно через исключительность героя и происходит идентификация.

  • Синопсис.

Синопсис в переводе «конспект» пишем развернутую структуру сценария на 2-3 страницы. Умение писать синопсисы пригодится, если вы будете искать команду для съемок короткометражки, сценарий никто читать не будет. Пишем в настоящем времени!

  • Оформление синопсиса – название, имя, контакты, формат.
  • Персонажи – имя + фамилия, возраст, внешность
  • Место и время – должно читаться четко
  • Сюжетная линия основная + 1-2 побочых
  • Финал (!) – чем все закончилось? Важно продумать историю
  • Жанр
  • Тритмент. 

Более подробное описание истории, всех сцен, которые будут в сценарии. Размер от двух страниц, в зависимости от насыщенности событиями сценария.

Пункты (с описанием)

  • Оформление тритмента
  • Событийный ряд
  • Диалоги
  • Сценарий

Пишите все, не редактируйте, ориентируйтесь на синопсис и тритмент.

  • Первый вариант

Загоняете сценарий в формат (можно про формат), ничего не редактируем!

  • Отдых

Этот пункт крайне важен, так как если вы сразу же броситесь редактировать текст, вы не будете его адекватно воспринимать. Оставьте полежать на час!

  • Редактура

Один из самых сложных и проблемных этапов. Здесь важно прочитать сценарий несколько раз, выявить и устранить следующие проблемы:

  • Ремарки

Обратите внимание на все нестыковки. Например, у героини в комнате был только диван, откуда там кровать?

  • Сцены

Посмотрите, не написали вы несколько схожих по смыслу сцен. Может быть, есть смысл удалить лишние.

  • Персонажи

Так же как и со сценами – не получилось ли слишком много героев?

  • Диалоги

Чистим диалоги, удаляем дублирующиеся реплики, придаем индивидуальности речи персонажей.

  • Критика или редактура 2.0.

Последний шаг — дать прочитать сценарий знакомым, чтобы они высказали свое мнение. После, либо редактура сценария, либо поиск режиссера для съемок

ArtGang.ru
Ламара Карчава. Драматургия.

Добавить комментарий